Вологодские солдаты спасали жителей Кубы от урагана
Как пережить нашествие «реактивных» комаров, бесплатно попасть на чемпионат мира по боксу и пожать руку маршалу, рассказали журналисту «КС» вологодские «кубаши», они же ветераны Группы советских военных специалистов на Кубе (ГСВСК).
В режиме секретности
Основная масса советских солдат и офицеров проходила службу на Кубе в 60 - 80-е годы. Долгое время они считали себя воинами-интернационалистами, но не имели своей общественной организации. Лишь несколько лет назад появилось «Содружество ветеранов ГСВСК». В 2022-м стараниями бывшего замкомвзвода танкового батальона, а ныне члена президиума «Содружества» череповчанина Юрия Соколова в Шексне прошла первая организационная встреча вологодских «кубашей», а именно так привыкли называть себя сами бывшие военнослужащие из состава ограниченного контингента на Кубе.
- На ту встречу в Шексне пришло около 40 ветеранов службы, а теперь в составе регионального «Содружества» нас уже более 100 человек - и вологжан, и жителей Архангельской области, - поясняет Юрий Александрович. - Собираемся минимум раз в год, а нынешнюю встречу приурочили сразу к трем датам: Дню воина-интернационалиста, 23 февраля и 65-летию победы Кубинской революции.
У каждого из «кубашей» своя история. Но есть в них и общие моменты. И в 60-е, и в 70-е подавляющее большинство советских военнослужащих доставлялось на Кубу не самолетами, а пассажирскими судами, при этом солдат и офицеров в целях секретности еще на берегу обычно переодевали в гражданскую одежду. Снова в армейскую форму они облачались уже на Острове свободы, проведя до этого по 15 - 17 суток в каютах, а то и трюмах кораблей.
- Нас отправили на Кубу в октябре 1975-го из Архангельска, были заморозки, шел снег. Через две недели причалили в Гаване, а там +35, жара, - вспоминает житель Тотьмы Василий Пугинский. - Мы находились в воинской части в 40 километрах от кубинской столицы. Нашей главной задачей было самим научиться тактике боя и стрельбе, а потом научить этому же новобранцев кубинской армии.
И вода, и продукты в части были привозными (из Союза), из местного в солдатский рацион входили только фрукты.
История
После победы в январе 1959 года революционеров во главе с Фиделем Кастро Куба вышла из-под влияния США и взяла курс на построение социализма. Американцам, естественно, это не понравилось. В 1961 году ЦРУ была предпринята попытка свергнуть революционное правительство путем высадки на остров отряда наемников и уехавших в США эмигрантов.
В течение трех суток мятежники были разбиты, после чего в США фактически публично заявили о подготовке к широкомасштабной интервенции. Примерно тогда же на территории Турции американцы развернули ракеты с ядерными боеголовками. В ответ на это СССР направил на Кубу корабли со своими ракетными установками и контингентом советских войск.
В истории эти события известны как Карибский кризис.
После переговоров наши ядерные ракеты с Кубы были вывезены (американцы также демонтировали часть своих пусковых установок в Турции), а советская группировка войск, в разные периоды насчитывающая от двух до 50 тысяч человек, оставалась на Острове свободы вплоть до 1993 года.
Василий Иванович рассказывает, что в качестве поощрения солдат-срочников могли выпустить в город, переодев в «гражданку», или даже позагорать на пляж, но обязательно группой, под руководством офицера. Однажды целой ротой их отправили в Гавану, где проводился чемпионат мира по боксу. Для наших солдат и офицеров, выступавших в качестве болельщиков, отвели целый сектор спорткомплекса.
Сон в противогазе
Со спортом связаны и самые яркие впечатления сокольчанина Евгения Сибирякова. Во время срочной службы на Кубе он, как один из лучших по физподготовке, вошел в гарнизонную команду по армейскому троеборью, включавшему стрельбу из автомата, броски учебных гранат на точность и бег на 3 000 метров во всей амуниции. На соревнованиях его команда заняла первое место, и в качестве награды всех солдат на неделю отправили купаться на белоснежные пляжи Варадеро.
- Но больше всего запомнился не сам отдых, а изнурительные тренировки перед соревнованиями, - говорит Евгений, - в том числе марш-броски в 40-градусную жару в прорезиненных защитных комплектах. Снимаешь его на финише, а вся гимнастерка мокрая, а на воротнике - слой соли. Несладко приходилось и во время совместных с кубинцами полевых учений. На острове много болот, а кубинские комары не просто в разы злее наших, они еще и «реактивные» - моментально подлетел, тут же ужалил, и моментально улетел. Чтобы спастись от кровососов, спали в палатках в противогазах с вытащенным клапаном - иначе было просто не уснуть.
Армейская дисциплина сурова, но, как и у их товарищей в Союзе, случались у «кубашей» и самоволки, а то и пылкие влюбленности в темпераментных мулаток.
- Это, конечно, не приветствовалось, но солдатское дело молодое, всякое бывало. У нас в части один солдат с кубинкой в самоволке познакомился, ну и закрутился у них роман, - вспоминает вологжанин Владимир Огурцов, служивший в 20-м отдельном мотострелковом батальоне. - Командование узнало, солдата в Союз по-тихому отправили.
Но самоволки все равно не прекратились. Ходили по вечерам в поселки к кубинцам, меняли сгущенку и сигареты на сувениры. Особенно ценились обработанные формалином морские лангусты. Многие из сослуживцев их потом в Союз с собой привезли.
Вспоминали «кубаши» и большую поисковую операцию, развернувшуюся по всему острову, после того как один наш солдат скрылся из части со штык-ножом. Искали его полторы недели, методически прочесывая квадрат за квадратом, а нашли в порту Гаваны, спрятавшимся на борту сухогруза. Беглеца тут же отправили в военную комендатуру, а потом в Союз - в дисбат.
Спасательная миссия
Впрочем, такие побеги, как и прочие ЧП, были единичными, а армейская служба на острове шла по обычному распорядку - караулы, тактическая подготовка, стрельбы, учения. Хотя была тогда у советских солдат на Кубе и еще одна важная миссия - спасательная.
- В декабре 1978 года на остров обрушился очередной разрушительный ураган, поваливший сотни пальм и вызвавший наводнение в прибрежных поселках, некоторые дома стояли чуть ли не по крышу в воде, - вспоминает бывший армейский разведчик Михаил Бурцев. - Нашу разведроту подняли по тревоге и на БТРах отправили в поселки эвакуировать людей из затопленных домов и устранять последствия урагана.
Потом на остров прилетел один из маршалов Советского Союза, лично пожавший руки особо отличившимся солдатам. Дважды посещал советский гарнизон и Рауль Кастро - младший брат легендарного Фиделя, а в ту пору первый заместитель председателя Госсовета и Совета Министров Республики Куба.
Вообще, кубинцы запомнились нашим военнослужащим улыбчивыми и доброжелательными людьми. Им и сейчас живется не просто, а тогда - особенно. Из-за введенной США военной, а потом экономической блокады на острове в дефиците было не только топливо, но и предметы первой необходимости. Продукты и одежда продавались по талонам. На год полагалась одна рубашка и штаны, раз в два года можно было купить по госцене ботинки. Но, несмотря ни на что, кубинцы радовались жизни - смеялись, танцевали, пели песни под гитару и очень благодарили советских солдат (в ту пору гарантов их мирной жизни). К слову, особое отношение к Советскому Союзу, а теперь и к России сохранилось и у нынешнего поколения представителей Острова свободы. Неслучайно, что на межрегиональные встречи «кубашей» в Санкт-Петербурге неизменно приходят представители кубинского посольства, с не потерявшей свой смысл сакраментальной фразой «Россия и Куба - дружба навек!».
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)