«Я сегодня богатый, всех угощаю бесплатно!»

Посылаю вам свой рассказ. Если понравится, то поместите его на страницах газеты, которая приходит в наши дома как добрый и верный друг! Описанный мною случай был на самом деле, когда я в 1958 году начинала работать руководителем художественной самодеятельности в Междуречье после окончания Кирилловского культпросветучилища. Всех героев прекрасно знала, только изменила их имена.

В то утро Ваня встал рано. Надо было погрузить ивовое корье на почтовую машину и отвезти в заготконтору. Его попутчиками стали лесники, которых вызывали в райцентр на совещание. Лесники остановились в Доме колхозника и после совещания пошли поесть в чайную. Встретили там и Ваню, который сдал корье и тоже решил пообедать.

- А что, мужики, - кричал он. 

- Я сегодня богатый, всех угощаю!

Мужики посмеялись, вынули из своих полевых сумок фляжки с бражкой, которые захватили из дома. А Ваня набрал всем троим жареного мяса и другой всячины.

Около них сновала буфетчица Дора, проворная, веселая и красивая женщина средних лет. Она любила подвыпивших мужиков, которых легко можно обмануть, прищелкнув лишние костяшки на счетах в свою пользу.

Время шло к закрытию чайной. Буфетчица подошла к мужикам и попросила рассчитаться. А те заявили, что это должен сделать Иван. Дора ответила, что он давно ушел, а у мужиков таких денег не было. 

Вызвали милицию и всех забрали под замок. А с утра вручили в руки метелки, и мужики 15 суток мели улицы райцентра. Дома мужики навтыкали Ваньке в бока так, что он две недели никуда не выходил: болел.

Старший из лесников, Степан Кузьмич, стал вспоминать прожитые годы. Как на улице собирался на Троицу народ. Гулянка происходила в селе около старой церквушки на высоком песчаном бугре, вытоптанном плясками. Люди все нарядные, в красивых одеждах. И всех красивее была Александра, будущая Ванькина мать. В ярком ситцевом платье, в парусиновых синеньких туфлях, она плясала и пела. На гармошке играл Иван Катаев, жених Александры. Перед самой войной они сыграли свадьбу, веселую и скромную. В деревне оказался заезжий фотограф, который снял молодоженов. Александра в райцентре увеличила это фото и повесила на стенку в передний угол. Но недолго длилось их счастье. Вскоре грянула война, Ивана взяли на фронт, а Александра поняла, что беременна. Так появился на свет Ванька, в которого мать вложила всю свою любовь. Но, видимо, сильно перелюбила. Сынок связался с первым хулиганом Гурькой Хватом. А Ваня, простофиля, во всем ему подражал; когда имел лишнюю копеечку, заработанную матерью, пропивал с дружками и нигде не работал.

Степан Кузьмич, лежа на кровати, вдруг посчитал себя виноватым:

- Отметелили Ваньку за его обман, а что мы, рядом живущие, сделали для него доброго?

Подумал-подумал и пошел вечером в дом Александры и Ваньки:

- Вот что, Иван. Мы, конечно, извиняемся, что набили тебя, но и ты не прав. Долго ли будешь бездельничать и изводить мать? Пора, паренек, и за ум браться. В понедельник жду тебя на работу, у нас есть одно свободное место, а работы невпроворот. Я за тебя лично возьмусь и спуску не дам! И попробуй только не приди!

А Кузьмич, надо сказать, был мужик слова, троих своих сыновей держал в строгости, и те вели себя достойно. Да и Ванька исправился.

Нина СОКОЛОВА, станция Вохтога, Грязовецкий район
 

Быль

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: