Железная дорога меняет облик региона

statics/images/arcticles/062022/22062022x930f6c23.jpg
С железной дорогой так или иначе оказались связаны судьбы сотен тысяч вологжан. Сейчас на предприятиях Вологодского региона СЖД трудится около 12 тысяч человек, из них больше половины - моложе 35 лет.
Фото Сергея Гусева

150 лет назад произошло событие, без сомнения, перевернувшее весь ход вологодской истории: 20 июня 1872 года состоялось официальное открытие регулярного железнодорожного сообщения между Вологдой и Ярославлем.

Та, первая на территории губернии железная дорога, была несовершенной. Составы на паровозной тяге, следуя по узкоколейному пути, преодолевали 200-километровое расстояние за девять часов. Моста в Ярославле еще не существовало, и путешествие до Москвы разбивалось на несколько этапов: сначала на поезде - до левобережья Волги, потом - на извозчике до пристани, затем переправа через реку - и снова поезд. 

Наша справка

На 73 железнодорожных станциях, расположенных на территории Вологодского региона СЖД, ежесуточно производятся погрузка около 1 000 и выгрузка около 1 500 вагонов. Железные дороги принято называть кровеносными артериями страны. Для промышленно развитой Вологодской области это особенно актуально. 
За 150 прошедших лет случалось всякое. Но и в далекие годы Гражданской войны, и под бомбами фашистских бомбардировщиков, да и в недавнее пандемийное время благодаря железнодорожникам все эти артерии продолжали исправно работать. Так было, есть и, надеемся, будет всегда.

И все же это был настоящий технологический прорыв. Уходили в прошлое тихоходные кареты и дилижансы, нескончаемым потоком потекли по стальным магистралям миллионы тонн всевозможных грузов, постепенно менялся и сам облик Вологодчины. Во многом именно благодаря железной дороге появились на свет либо стали стремительно развиваться Бабаево, Кадуй, Шексна, Череповец, Сокол, Харовск, Вожега, а также десятки пристанционных поселков, возводились вокзалы, железнодорожные депо и мастерские… С железной дорогой так или иначе оказались связаны судьбы сотен тысяч вологжан.

Прошло полтора столетия. Вологодская область, через которую теперь проходит сразу несколько магистральных стальных артерий, превратилась в важнейший железнодорожный узел на всем Северо-Западе России, практически ежегодно обновляя рекорды как по транзитным грузоперевозкам, так и по объемам отгрузки на местных станциях. Привычными для пассажиров стали покупка билетов по Интернету, наличие вай-фая во многих поездах, появление на маршрутах новых вагонов. Вместе с комфортом добавилась и скорость: скорый поезд «Вологда - Москва» находится в пути уже меньше шести с половиной часов.

Важно, что все эти преобразования проводятся комплексно, когда во главу угла ставятся не только развитие железнодорожной инфраструктуры, но и дальнейшее обеспечение безопасности перевозок, внедрение новых услуг. 

В частности, услуга «Грузовой экспресс» позволяет значительно сокращать сроки доставки грузов, четко планировать грузопотоки, экономить на аренде подвижного состава. С каждым годом расширяется и география контейнерных перевозок: в 2021 году со станций Харовская, Мантурово, Череповец I и Череповец II было отправлено почти 400 контейнерных поездов.

Рассказать обо всех изменениях, произошедших на железной дороге за два последних десятилетия, невозможно: их слишком много. Ограничимся лишь перечислением наиболее важных проектов. 

Завершилось строительство вторых путей на участке Вологда - Буй, построены дополнительные мостовые переходы через реки Шексна и Унжа, проведены работы по удлинению приемоотправочных путей большинства станций.

На станции Бакланка в Грязовецком районе построен нефтеналивной комплекс, в Галиче, Череповце, Шексне и Соколе - новые здания вокзалов. В 2010 году на станции Вологда I возведен самый длинный на Северо-Западе страны крытый пешеходный мост.

До неузнаваемости изменился облик сортировочной станции Лоста. Здесь построены транзитный парк для приема длинносоставных поездов, сетевое ПТО с механизированным пунктом ремонта вагонов, локомотивное депо с первым на СЖД реабилитационным центром для локомотивных бригад. В 2017 году с вводом в эксплуатацию новой системы управления сортировочным процессом вся сортировка вагонов в Лосте стала полностью автоматизированной. 

Огромный объем работ выполнен по развитию Вологодского железнодорожного узла. Пятый год подряд продолжается и масштабная реконструкция Череповецкого узла. За это время построены новые и удлинены существующие пути на станциях Череповец I и Кошта; введены в эксплуатацию дополнительные главные пути на участках Череповец I - Череповец II и Череповец II - Кошта; включены в работу новые диспетчерские пульт-табло. Продолжается развитие станции Череповец II, где строятся три новых и удлиняются 13 уже существующих приемоотправочных путей. В дальнейшем планируется строительство третьего главного пути на перегоне Череповец I - Хемалда.

Максим ВОЛОДИН
 

Транспорт Железная дорога

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: