Елена Плаксина: «Люблю совершать ошибки, потому что мне это интересно»

statics/upload/iblock/cf1/IMG_1893.jpg
В беседе с журналистами Елена Плаксина была предельно искренней и призналась, что ей близок исповедальный театр.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/062017/27062017x0f16d02c.jpg
Актриса оставила памятную запись в нашей Книге друзей «Красного Севера».
statics/images/arcticles/062017/27062017x198f3727.jpg
В спектакле «Посторонний» Елена играет сразу три разноплановые роли, преображаясь до неузнаваемости.
statics/images/arcticles/062017/27062017x089a3d07.jpg
В спектакле по Камю есть отдельный специалист, который делает для артистов постановку цирковых номеров. Трюки настолько сложные, что по условию постановщика Елена работает со страховкой.
statics/images/arcticles/062017/27062017x3193be04.jpg
После встречи Елена Плаксина сразу же поделилась в социальных сетях: «Здорово встречаться с земляками! И поговорить по душам, и подарки, и тепло... Спасибо, Вологда, что не забываешь!»
Актриса московского театра «Современник» вологжанка Елена Плаксина, которая известна большинству зрителей как исполнительница роли юной Галины Брежневой в многосерийном фильме «Галина» и супруги героя Ивана Урганта в «Елках», рассказала нашей газете, почему скучает по Вологде, не отмечает день рождения и может пожизненно бесплатно посещать представления цирка «Дю Солей» в России.

Послушная актриса

Мы встретились с Еленой после спектакля «Посторонний» по роману Камю, где она блестяще исполняет одну из главных ролей. Разговор начался с обмена впечатлениями.
- Спектакли «Посторонний», который вы сейчас посмотрели, и «Осенняя соната» ассоциируются у меня именно с уходом моего папы. Он был со мной в Москве, когда мы репетировали «Осеннюю сонату». Я приходила домой, а папа спрашивал: «Ну что, ты там талантливо текст говорила?» Я отвечала: «У меня там нет текста, я калека в инвалидной коляске». - «Ну ты молчала хотя бы талантливо?» - «А то!»
А в спектакль «Посторонний» Катя (режиссер-постановщик Екатерина Половцева. - Ред.) меня позвала уже после потери папы... И я тогда все думала - за что в нем главного героя Мерсо убивают? Его казнят не за преступление, которое он совершил, а за то, что, по мнению окружающих, он недостаточно горевал о смерти матери. Я просто помню себя в момент потери близкого человека и понимаю, что моя реакция тогда была очень непредсказуемой. К тому же на девятый день мы с мужем попали в аварию: трижды перевернулись в машине. Все обошлось, но я понимаю, что в том состоянии могла стать причиной настоящей трагедии.
Вот поэтому «Посторонний» для меня - такая исповедальная работа. Я вообще проповедую исповедальный театр. Мне очень нравится в работах задавать вопросы, искать на них ответы. 
- А разве не режиссер находит ответы на все вопросы?
- «Современник» отличается тем, что здесь ценится актерская личность. И чаще всего, за исключением совсем маститых режиссеров или тех, которые проповедуют какую-то жесткую режиссуру, мы все творцы. Мы все вместе создаем спектакль. Как правило, это происходит на этапе чтения материала. 
- А можно сыграть по-своему, не так, как задумал режиссер?
- Я отношусь к актрисам послушным, могу что-то предлагать, но если режиссер говорит нет, моя задача - понять, что он хочет выразить, и помочь ему, особенно если наши мысли созвучны. Если не созвучны, тогда я перестраиваю внутри себя роль так, чтобы до зрителя и мои мысли доходили, и режиссерские. 

Чудеса случаются!

- Елена, вы единственная с вашего курса попали в «Современник»? 
- Мой однокурсник Шамиль Хаматов тоже в «Современнике». Мы играем вместе в спектаклях «Горе от ума», «Загадочное ночное убийство собаки» и «Три сестры».
- А кто еще из ваших сокурсников стал известным актером? Кто на слуху? В кино никто не ушел?
- Нет, нас Алексей Владимирович (Алексей Бородин, театральный режиссер и педагог. - Ред.), видимо, так воспитывал, что мы больше нацелены на театр. Вот я пять лет в кино мало снималась, отдала их театру, сейчас понимаю, что и в кино надо восстановить работу. В театре у меня очень насыщенная жизнь.
В кино все по-другому. В кино надо, чтобы «попало» в зрителя, чтобы была массовость, прорыв, а в театре... Вот, например, недавно мы смотрели новую работу Валентина Гафта, которую он сам написал и поставил. И мы понимаем, что это совершенно некоммерческая вещь, это исповедь великого человека. 
- Вы родились 22 июня в Дрездене. Это очень символичная дата. Повлияло ли это как-то на вашу жизнь, и верите ли вы в знаки судьбы?
- В детстве я не понимала, почему каждый день в каникулы по телевизору показывают сказки, а в мой день рождения - какие-то черно-белые фильмы с самолетами, танками... Я ужасно обижалась. Потом, когда поняла, в чем дело, что это для нашей страны день траура, смирилась. 
До сих пор в день рождения столы не накрываю. Приношу в театр шампанское, клубнику - это тоже для меня символ, потому что однажды мой дядя подарил мне на день рождения таз клубники. После этого для меня день рождения - это клубника. И спектакль. Мне всегда интересно, какой у меня будет спектакль в этот день. 
- Мы не случайно спросили про знаки судьбы, потому что в одном из ваших интервью есть потрясающая история про цирк «Дю Солей». Тогда с вами произошло настоящее чудо. 
- Это великая история! Мне кажется, когда люди ее слышат, в их сердцах появляется какая-то надежда. 
Это было в Москве пять лет назад. У меня тяжело болел отец, я разводилась с первым мужем… Мне пришлось снять однокомнатную квартиру около МКАДа. Параллельно я пыталась сама сделать в ней ремонт. Не было ни денег, ни Интернета, ни друзей рядом, потому что все были заняты. 
Мы выпускали «Осеннюю сонату», и из-за листьев, которые присутствуют в этом спектакле, у меня началась жуткая аллергия, я потеряла голос. В какой-то момент поняла, что у меня больше ни на что нет сил. Приехала домой и говорю: «Все, Господи, я больше не могу. Я честно старалась быть сильной, ты же видишь. Но у меня больше не получается». 
Буквально на следующий день звонит друг, журналист, и, чтобы вывести из депрессии, приглашает меня в цирк «Дю Солей». Мы пришли на представление, друг дал мне билет, а сам прошел вперед, чтобы делать репортаж. Подаю билет, и вдруг - фанфары, хлопушки, конфетти! Я так испугалась - что происходит? А меня в этот момент объявляют миллионным зрителем цирка «Дю Солей» в России! Мой друг побледнел, поскольку я пришла с ним, а представители СМИ не имеют права участвовать в каких-то розыгрышах призов. Он кому-то звонит и говорит: «Она со мной, и она - артистка. Вы с ума сошли? Ей нельзя вручать приз!» А там отвечают: «Ну что ж, мы не можем выбрать другого».
Мне вручили в подарок планшет с Интернетом, карточку с деньгами, которые меня в тот момент просто спасли. И теперь пожизненно я могу бесплатно посещать представления этого цирка в России.
Представление было потрясающим. Вышла я из цирка, поднимаю к небу глаза и говорю: «Спасибо, Господи, я все поняла. Я еще потерплю».
И вообще мне кажется, что у Бога очень хорошее чувство юмора и он с таким вкусом учит нас жить, выживать, идти вперед…

Та самая Галина

- У вас удачная актерская карьера. Вы попадаете с первого раза в театральный институт, вас сразу берут в «Современник». Тем не менее мы знаем, что были ситуации, когда вы сомневались в правильности выбранного пути. Это прошло? 
- Я не сомневаюсь в выборе профессии. Я сомневалась в том, насколько высок мой уровень, начинала копаться в себе. 
В театре у меня была поддержка со стороны очень почитаемых людей. Причем она была сразу - например, со стороны Игоря Владимировича Кваши, который меня поддерживал буквально с первого дня поступления в театр, и очень мощно. После его ухода таким человеком долго был Рогволд Васильевич Суховерко, который наблюдал за каждым моим спектаклем, давал подробный анализ. 
Я, конечно, заезжаю к Тамаре Васильевне Дегтяревой. Она мне очень много рассказывает… В правильности профессии я не сомневаюсь, потому что, действительно, грех жаловаться и все идет вперед. Вопрос в том, что не хочется останавливаться, а есть желание развиваться дальше. 
Две недели в начале мая мы были на гастролях в Лондоне, играли в театре «Пикадилли». И что-то там произошло. Наверное, повлияло отношение лондонской публики. И все это дало ощущение семьи, театра, законченности и гармонии.
- У всех известных актеров есть роль, после которой они просыпаются знаменитыми. Какая это роль для вас?
- В кино это, конечно, роль дочери Леонида Ильича Брежнева в фильме «Галина». Причем парадокс в том, что когда он вышел на экраны, я была на гастролях во Франции с театром. И все волны успеха, когда даешь интервью телеканалам, пропустила. Но меня стали очень часто приглашать в различные проекты. Благодаря «Галине» я познакомилась с режиссерами Юрием Морозом и Тимуром Бекмамбетовым. 
Это была увлекательнейшая роль. Мы занимались именно творчеством. Потрясающий оператор, великолепный режиссер. И у меня было такое ощущение, что сама Галина Леонидовна ведет меня. Это настоящее чудо, такое бывает крайне редко.
- Когда вы пришли в «Современник», то попали в звездный коллектив. Как вас приняли? Изменились ли с тех пор отношения? Вообще, какие они в жизни - эти звезды?
- Отношения менялись, конечно, но, по большому счету, ничего не изменилось. Если что-то и было, то это процесс притирки. А это нормально. Театр - это семья, в семье ведь тоже ссорятся-мирятся. Посуду не вымыл - поссорился, вымыл - помирился. Здесь примерно то же самое. 

«Муж считает, что весь мир должен меня любить» 

- Кстати, о семье. Вы выросли в семье военного, где определенный уклад: папа служит, мама создает надежный тыл, воспитывает детей. У вас сейчас хоть чуть-чуть что-то присутствует в семье от этой модели? 
- Я честно пытаюсь создать какой-то тыл, когда у меня есть время. И готовлю, и стираю, и убираю. Но если выпуск спектакля, то это выпуск. Слава Богу, Паша (муж Павел Артемьев. - Ред.) - театральный режиссер, и мы друг друга понимаем. Любой выпуск - это роды. Ведь не просто так говорят, что спектакль рождается. Иногда эти роды легкие, счастливые, а иногда очень тяжелые, с бесконечными потугами. И тут, конечно, главное - поддержка дома.
- А муж-режиссер вас больше хвалит или критикует?
- Конечно, хвалит (смеется). Какую-то профессиональную критику высказывает, но его позиция, что весь мир должен меня любить. 
- Как вы с ним познакомились?
- Мой друг Александр позвал меня на дипломный спектакль, который поставил Павел Артемьев. После этого я позвала Сашу в гости. Он предложил взять с собой друга. Я ответила: «Да, конечно, можно, у нас же не свидание с тобой. Посидим втроем, поболтаем». Пришел Паша, мы познакомились. А на следующий день позвала его с собой в Вологду поехать вторым водителем. Он согласился. В Вологде познакомился с моей семьей. По дороге мы все время что-то обсуждали, о чем-то говорили. И у нас все не заканчивался разговор, а ему надо было к родителям, потому что приехал на один день брат из Англии - капитан сборной России по регби. Теперь уже он попросил меня поехать с ним. Так получилось, что и с его родителями я сразу познакомилась. Больше мы не расставались. 

Кто эти Ургант и Светлаков?

- Елена, а правда, что когда вас пригласили на съемки фильма «Елки», вы не знали, кто такие Ургант и Светлаков?
- Да, это так. Дело в том, что я перестала смотреть телевизор класса с восьмого или девятого. С одной стороны, по причине своей эмоциональности. Один раз в воскресенье я посмотрела и «Русалочку», наш русский мультик, и «Белый Бим Черное ухо». Вы можете представить, что у такой эмоциональной натуры, как я, произошло после этого. 
Мама сказала: «Так, все. Максимум один раз в день смотришь какую-нибудь передачу». А потом как-то очень много началось событий, дел, жизнь забурлила. В институте, в общежитии не до телевизора. Потом, когда я пришла в «Современник», сначала я жила в театре и по друзьям, тогда еще снимать жилье возможности не было, я колесила по Москве. У меня всегда было с собой зарядное устройство, телефон, щетка и еще что-то, поскольку я не знала, у кого остановлюсь. Потом мне дали место в общежитии. Но тоже все время в работе, не до телевизора. То, что интересно, смотришь в Интернете. 
Когда мне сказали, что в фильме будут Иван Ургант и Сережа Светлаков, я спросила: «А кто это такие?» Мне говорят: «КВНщик и ведущий». Мне это показалось странным.
Потом мы с Ваней встретились на съемках. Он произвел на меня впечатление интеллигентного, умного человека, мы с ним очень много разговаривали. Затем с Сережей пробовались в какие-то фильмы. 
- А сейчас вы с ними общаетесь? 
- У нас нет времени. Мы встречались на «Елках», а так по расписанию мы не сходимся никогда.
- После фильма «Елки» к вам пришла узнаваемость?
- Это есть. Правда, не могу сказать, что огромная. «Где-то я вас видел. А, вы в «Елках» снимались!»

Я все-таки надеюсь, что произойдет в моей жизни еще одно чудо и будет после «Галины» такая работа, которая поможет мне говорить с людьми на новом уровне… Чтобы не казаться хорошей актрисой, а ею быть, нужно очень много работать. В этом смысле в кино еще много надо сделать, прежде чем сказать - да, я владею киноязыком настолько, что могу говорить то, о чем хочу говорить с людьми. Если в театре я уже более уверенно себя чувствую, то в кино больше доверяю интуиции. А вот взять, как мой папа говорил, «стропы в руки» мне еще предстоит. 

Надежда КУЗЬМИНСКАЯ, Виктория СМИРНОВА, Андрей ИВАНОВ, Сергей ЮРОВ


Клуб друзей КС

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: