Известный фотограф попал в детективную историю
Известный вологодский фотограф и бывший сотрудник «Красного Севера» Николай Чесноков узнал, что на популярной интернет-площадке без его ведома на продажу были выставлены негативы авторских фотографий, в том числе с известными на Вологодчине людьми. Мы разбирались в этой почти детективной истории.
Уникальный архив
Все началось с поста, опубликованного в соцсети «ВКонтакте» жительницей Москвы Еленой Васильевой, которая уже много лет является ценителем творчества Ольги Фокиной и лично была знакома с ней. Сейчас Елена собирает «Фокинскую библиотеку», куда входят не только книги, но и журналы, отдельные публикации, фотографии вологжанки. Она же активно ратует за создание в Вологде музея Ольги Фокиной, «чтобы было куда передать потом собранные материалы». Это, собственного говоря, и является предысторией поста, появившегося на страничке Елены:
«Просматривая в очередной раз «Авито» на предмет поисков книг Ольги Александровны, я наткнулась на объявление: «Продаются негативы фото с 1972 по 2004. Вологда/Череповец». И среди многих - четыре пленки с О. А. Фокиной. Я, конечно, вступила в переписку с этими людьми и негативы выкупила, но решила поинтересоваться: известен ли продавцам автор фото. «Конечно, - ответили мне, - фотограф из Вологды, Николай Чесноков». Со слов продавцов, негативы они продают по просьбе самого Николая Алексеевича, что он очень хотел, чтобы они «были кому-то полезны и напечатаны, опубликованы, ожили».
Друзья самой Елены обратились в свою очередь в «Красный Север» с просьбой помочь уточнить у самого фотографа, действуют ли продавцы в его интересах.
«Очень бы хотелось сказать ему спасибо за прекрасные снимки и попросить поделиться воспоминаниями о встречах с Ольгой Александровной... Может быть, кто-то из тех, кто читает сейчас эти строки, поможет. В любом случае очень рада, что негативы у меня. Постараюсь, чтобы они не пропали», - написала Елена Васильева.
Мы связались с самим Николаем Чесноковым. Он рассказал, что после 17 лет работы фотокорреспондентом «Красного Севера» (1972 - 1989 годы), на несколько лет уходил из печатной журналистики, а с 1992-го вновь стал активно сотрудничать с выходившим тогда другим областным изданием - газетой «Русский Север».
Все это время продолжал пополняться и его уникальный архив пленочных негативов, тщательно сортируемый в специальные папки по городам и персонам. В его объектив попадали самые разные люди - от рабочих и колхозников до министров и президентов. Как итог, в своеобразном фотохранилище оказалось порядка 30 000 авторских негативов, охватывающих период с 1972 по 2004 годы.
Темное дело
Шло время. Газета «Русский Север», редакция которой размещалась в части помещений дома № 7 на улице Батюшкова в Вологде, прекратила свое существование. Николай Чесноков смог выкупить бывшие редакционные помещения и стал сдавать их в аренду. Так продолжалось до конца прошлого года, пока у здания на Батюшкова, 7, в очередной раз не сменился собственник.
- Фотографии все это время хранились в одном из помещений, в шкафу, закрытом на два оборота ключа. Думал, обустрою место у себя на даче, перевезу фотоархив туда, да закрутился, все откладывал «на потом». Тем более с новым владельцем здания была устная договоренность, что пленки будут храниться и дальше, никто их не тронет, - вспоминает наш собеседник. - Но где-то в июне звонит один из моих бывших арендаторов, Людмила Хозяева (фамилия по этическим соображениям изменена. - Прим. ред.). Мол, Николай Алексеевич, в здании вовсю идет ремонт, ваши фотопленки валяются на полу. Причем меня об этом известили пост-фактум, так как ремонт начался минимум за месяц до звонка.
Что было дальше, не совсем понятно. Николай Чесноков заверяет, что не давал кому-либо своего согласия на продажу фотоархива, тем более через Интернет. Но в то же время не отрицает, что тогда же, в июне, получил от Людмилы Хозяевой разовый перевод в 2000 рублей за четыре якобы проданные фотопленки.
«Негативы готова вернуть»
Мы нашли на «Авито» то самое объявление о продаже негативов. На прилагаемой к нему фотографии были запечатлены шесть папок. На их корешках почерком, очень похожим на почерк Николая Чеснокова, были проставлены даты и темы съемок, в том числе с упоминанием писателя Василия Белова, художника Владимира Корбакова и бывшего члена Политбюро ЦК КПСС Гейдара Алиева, посетившего нашу область летом 1983-го.
Продавцом в объявлении был указан некий «Центр услуг «Партнер», а в истории отзывов о совершенных им продажах оказалось как минимум три со статусом «сделка совершена» и указанием на те самые «негативы фото 1972 - 2004 гг.».
Через интернет-поисковики не составило труда выяснить адрес «Партнера» - Вологда, улица Батюшкова, 7, - и имя руководителя - Людмила Хозяева. В общем, круг замкнулся.
Под видом потенциального покупателя мы написали продавцу о своем желании приобрести фотографии Василия Белова, а получив ответ «посмотрю к выходным», самолично отправились на Батюшкова, 7, где в одном из кабинетов и застали Людмилу Хозяеву.
Узнав, что перед ней журналист «КС», она, как показалось, на какое-то время смутилась и занервничала, но, сделав на мобильный телефон фотографию редакционного удостоверения, представила свою версию событий.
По словам Людмилы, кто и когда вскрыл шкаф с фотографиями, она не знает. Да и вскрытия, как такового, возможно, и не было, так как еще раньше «часть негативов лежала на столах в открытом доступе, и это могут подтвердить другие арендаторы». Весной же она заметила, что после начавшегося ремонта некоторые негативы якобы лежат в грязи, а часть и вовсе может быть выброшена на помойку. Эти негативы она показала знакомым, в том числе фотографам, «но никто ими не заинтересовался». А так как сам Николай Чесноков забрать их не спешил, она и решила, что «чем фотоархив бесследно сгинет, лучше продать часть негативов на «Авито» заинтересованным людям, а вырученные деньги перевести автору снимков».
- У нас с уважаемым мною Николаем Алексеевичем была достигнута устная договоренность об этом, где-то в телефоне должна быть и переписка, в том числе подтверждающая, что я перевела ему 2 000 рублей, но так сразу я ее [переписку] найти не могу, - пояснила нам Людмила. - Считаю, что произошло какое-то недоразумение. В любом случае, если Николаю Чеснокову нужен его фотоархив, я готова при его личном обращении тут же передать все имеющиеся у меня негативы.
Уже через час после нашего общения с Людмилой Хозяевой объявление на «Авито» было удалено.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)