«Еще два года назад я ничего не понимала в поэзии»
Череповецкая лицеистка Виктория Серова увлекается андеграундной поэзией, любит творчество Бродского и Мандельштама, мечтает поступить на филфак ведущих вузов страны - МГУ или ВШЭ. А недавно талантливая девушка стала победительницей финального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
333 школьника из 83 регионов России приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе, который проходил в Казани в конце апреля. Помимо победы в финале, Вика получила диплом за лучшую работу аналитического тура.
- Чтобы попасть на заключительный этап, мне понадобилось два года. Потому что ему предшествуют школьный, муниципальный и региональный этапы. В прошлом году я дошла только до областного тура. В этом же году удалось дойти до финала, так что все предыдущие испытания были не зря, - делится Вика.
Сам финал состоял из трех туров: анализ текста, творческий письменный конкурс и устное выступление. На работу по аналитическому разбору давалось пять часов и две темы на выбор: рассказ Чехова или стихотворение Елены Шварц «Подражание Буало» - Виктория из любви к андеграундной поэзии выбрала именно второй вариант и была довольно убедительна, получив за это почетный диплом финалиста.
На следующий день состоялся творческий конкурс на тему «Образ Дон Жуана в поэзии Серебряного века» - на него участникам полагалось также пять часов. А для финального устного конкурса нужно было по нескольким картинкам угадать произведение, за час подготовить выступление и за три минуты убедить жюри в том, что в образах передано именно оно.
- Последний конкурс вызвал самое большое количество домыслов, шуток и эмоций. На самом деле был загадан «Котлован» Платонова. Но некоторые писали эссе на тему поэмы «12» Блока, «Мы» Замятина и даже «Собачьего сердца» Булгакова. Но, как отметило жюри, самое главное - убедительно доказать, что картинки передают именно то, что вы имеете в виду, - рассказывает победительница олимпиады.
Она отмечает, что именно последний тур оказался для нее самым сложным, потому что у нее еще недостаточно навыка публичных выступлений, над этим стоит еще поработать. Но вообще задания «всеросса» гораздо интереснее обычного ЕГЭ, где все по шаблону: здесь больше свободы и простора для творчества.
Виктория признается, что не смогла бы взять вершину Всероссийской олимпиады без серьезной подготовки своего педагога по литературе - Людмилы Жуковой.
- В девятом классе я еще училась в обычной городской школе № 6 и просто любила читать книжки. И мне кто-то сказал: вот в АМТЭКе есть отличный учитель по литературе, Людмила Евгеньевна. Я перевелась туда именно из-за нее, и для меня это стало настоящим прорывом: она открыла мне целый мир, сотни новых книг. Два года назад я даже не представляла, насколько увлекательной, глубокой и сложной может быть поэзия! - делится впечатлениями Виктория.
Сама она сейчас увлечена поэтами советского андеграунда, представителями так называемой второй культуры: Елена Шварц, Леонид Аранзон, Ольга Седакова, Виктор Кривулин. Делят место в сердце Бродский и Мандельштам, Цветаева, Толстой и Набоков. При этом в родне Вики никто не имеет отношения к литературе. Она старшая в многодетной семье и, помимо книжек, в свое время увлекалась рисованием и игрой на гитаре, но в итоге победила литература.
Победа в финале Всероссийской олимпиады дает девушке возможность поступить в ведущие вузы страны без вступительных экзаменов. Осталось только сдать ЕГЭ по русскому языку и математике на проходной балл.
Я сейчас выбираю между МГУ и ВШЭ. Мне хотелось бы стать филологом, пойти в серьезную науку, изучать поэзию. Школьным учителем быть - это вряд ли, если только помогать с подготовкой к олимпиадам и творческим конкурсам. Но пока я сама только открываю для себя удивительный и большой мир литературы.
В японском языке есть выражение «су-таку». Суть такова: птенец, находящийся внутри яйца, стучит по скорлупе со звуком «соцу-соцу». Птица снаружи яйца стучит по скорлупе со звуком «таку-таку». Скорлупа разобьется только в том случае, если и птенец, и птица будут стучать одновременно. Такой процесс разбивания скорлупы называется «су-таку» и дословно значит: результата можно добиться только тогда, когда работают и учитель, и ученик.
- Самоорганизация, конечно, важна, но без опоры в виде правильного учителя получится мало. А также стоит всегда помнить блоковские слова «и невозможное возможно», все старания рано или поздно окупаются, - советует юная победительница литературной олимпиады.
Комментарии (0)