Череповецкий болид готовят для гонок «Формулы»

statics/images/arcticles/042018/28042018xd151d6d0.jpg
Теоретически этот болид должен разгоняться до 100 километров за четыре секунды, но окончательно его возможности станут понятны только после тренировочных заездов.
Фото автора
Участвовать в самых престижных гоночных состязаниях международного уровня намерена команда студентов и магистрантов Череповецкого государственного университета. Сконструированный ими болид, кстати, уже второй по счету, может попасть на отборочный старт «Formula Student» уже нынешним летом.

В корабелы - не захотел

С Денисом Чекшиным, одним из энтузиастов череповецкой «формулической» команды, мы встретились в мастерских технического корпуса ЧГУ. В глубине просторного бокса, среди верстаков и столов с различными приборами, неподвижно замер гоночный болид. И выглядел он в тот день не совсем презентабельно - сероватого цвета корпус, засох­шая грязь на колесах.
- Так-то он у нас ярко-красного цвета был, но на время доделок корпус снова в серый превратился, а колеса нечищеные потому, что недавно на улицу вывозили, в наш внутренний дворик, - заметив мое недоумение, поспешил пояснить Денис. - А вообще эта модель у нас тестовой будет, вспомогательной. Для гонок мы сейчас новый аналог собираем, со слегка измененными параметрами.
Сам Денис родом из Вытегорского района, окончил там Андомскую школу - ту самую, знаменитую, что активно работает сейчас по проекту «Корабелы Прионежья». Но говорит, что с детских лет его манили не озерные просторы, а техника. Наверное, потому, что отец механизатором был и разных «железяк» в доме всегда было много. Так что после школы поступил в ЧГУ на специалиста по транспорту технологических машин и комплексов, а в начале четвертого курса попал в «формульную» команду. Тогда и начал под руководством педагогов-наставников конструировать свой первый болид.
По сути, все это можно сравнить с преддипломной студенческой работой. Только коллективной и более продолжительной по времени. Помимо группы «технарей» над болидом работали (а зачастую и защищали на этой же теме свои дипломы) и студенты, обучающиеся на дизайнеров и экономистов. Вот только работа была не имитационной, а самой что ни на есть настоящей: будущий череповецкий болид целенаправленно готовили к заездам в «Студенческой «Формуле» - вузовском аналоге знаменитой «Формулы-1».
Правда, в «Formula Student» и ее разновидностях общая победа зависит не только от скорости. На итоговый результат влияет масса других параметров. Специальное жюри выставляет баллы за инженерное проектирование, за презентацию бизнес-плана, за прохождение тестов на шум, устойчивость и торможение, за маневренность и экономию топлива, и прочая, прочая, прочая… 
Участие в «Студенческой «Формуле» - занятие хлопотное и затратное. Из всех технических вузов страны свои команды имеют едва ли полторы дюжины (череповецкая стала первой в нашей области). Ну а на вершину, для участия непосредственно в «Formula Student» в английском Сильверстоуне, и вовсе пробиваются лишь единицы. Вот и в ЧГУ пока больше думают о российских этапах, прекрасно понимая, что, даже мечтая о большом, начинать нужно все-таки с малого. 

Девушки тут не лишние

- Для участия в соревнованиях по регламенту нужно минимум четыре пилота, а всего нас в команде около 20 человек, в том числе пять девушек, - говорит Денис Чекшин. - Это наши очаровательные дизайнеры и экономисты. Общее руководство проектом осуществляет профессор ЧГУ Александр Кузьминов, за снабжение отвечает преподаватель Сергей Кошкин. Но из покупного за вузовские деньги разве что двигатель, колеса и дифференциал, да и тот уже переделан. Практически все остальное сделано на городских предприятиях, которые являются нашими партнерами, либо в мастерских ЧГУ. Вот этот алюминиевый бензобак для болида сварил студент-заочник и мастер на все руки Николай Пасечник - один из трех представителей нашей «старой гвардии».
Помимо Николая Пасечника и самого Дениса Чекшина из команды прошлого набора (а студенческая ротация - процесс естественный) в проекте продолжает участвовать и магистрант Николай Фалин. Он же на правах капитана команды готовил первый болид к прошлогодней сентябрьской выставке, проходившей в Череповце в рамках традиционного Дня ЧГУ. Тогда на площадь Металлургов гоночную машину привезли на трейлере - сама она была еще не «на ходу».
- Теперь машина в рабочем состоянии, уже испытывали ее во внутреннем дворе, скоро планируем начать тренировки на городской трассе для картинга, - подключается к разговору Николай Фалин. - Но она останется именно тренировочной. Как оказалось, одна из внутренних дуг безопасности на полмиллиметра тоньше допустимого предела, и до настоящих гонок эту машину не допустят. Поэтому для нашего нового болида позаимствуем отсюда двигатель, а сюда вставим другой, менее мощный. Хотя нынешней максимальной скорости в 140 километров в час и четырех секунд для разгона до 100 километров хватает с избытком. Трассы «Студенческой «Формулы» - достаточно извилистые, и здесь главное все-таки не скорость, а маневренность. Кто будет пилотами? Сами, тем более что для участия в межвузовских гонках достаточно обычных водительских прав. 
Строительство второго, рабочего болида сейчас в самом разгаре. Ребята говорят, что окончательно собрать его за полтора-два месяца по уже апробированным технологиям и дизайнерским решениям не должно составить большого труда. Ориентировочно дебютный старт полноценного болида должен состояться не позднее середины июля, а в сентябре череповчане надеются заявить свою машину для участия во всероссийском Кубке конструктора.
Отметим, что к соревнованиям «Студенческой «Формулы» предъявляются повышенные требования безопасности. Помимо гоночного шлема и специального костюма из огнестойких материалов на защиту жизни и здоровья гонщиков направлены и различные особенности конструкции болидов. И за всю многолетнюю историю «Formula Student» на ее этапах еще никогда не было погибших.
 
«Formula Student»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: