Трудная дорога на Марс
60937
Недавний запуск ракеты Falcon Heavy, о котором раструбили мировые СМИ подхлестнул волну интереса к космической гонке России и США. Она продолжается с переменным успехом и далеко не всегда выражается яркой рекламной кампанией вокруг достижений.
Некоторые из них, такие как ракеты «Союз» или надежные стыковочные модули являются привычными, но без них по сути не было бы пилотируемой космонавтики. Но было бы обидно заканчивать освоение космоса только околоземным пространством и теперь мечты людей устремлены к Марсу.
Космическая гонка и крушение надежд
Когда мы смотрим научно-фантастические фильмы или читаем книги, полеты к другим планетам кажутся нам чем-то само собой разумеющимся. Так сказать, исходными данными. Но почему-то в нашей жизни до этого еще далеко. Невообразимо далеко.
Мальчишки и девчонки 1960-1970-х во всем мире грезили тем, что еще на их веку нога человека ступит на Красную планету. Ведь человек уже побывал на Луне в 1969 году и еще несколько раз. Советский Союз фактически заложил основу современной околоземной пилотируемой космонавтики. Были созданы первые околоземные станции с долговременным пребыванием людей. К достижениям отечественной космонавтики можно отнести и самые надежные стыковочные модули и аппараты «Союз». Без них число жертв при запусках было бы печальным. В то же время США делали успехи в исследовании дальнего космоса. Во времена космической гонки энтузиазм людей был велик и, казалось, не было границ для полета человеческой мысли.
Но прошло еще несколько лет с момента последней высадки человека на Луну, и стало ясно, что колонии на Марсе не будет. Все эти впечатляющие достижения первых десятилетий космонавтики были подстегнуты больше политическими, чем научными мотивами. Космическая гонка двух сверхдержав состоялась, чтобы выяснить, чья страна лучше. При этом нагрузки на бюджеты были просто колоссальными. И когда стало ясно, что в космосе с точки зрения политики делать больше нечего, бюджеты космических агентств резко сократились. Остались в истории «Буран» и «Шаттл», исследовательские станции других планет. Космос перешел в сугубо практическую плоскость и в нем началась повседневная и часто рутинная работа. Это тоже хорошо, ведь благодаря развернутой сети спутников на низкой околоземной орбите (НОО) и геостационарной орбите (ГСО) мы можем использовать сотовую связь, навигационные карты, Интернет, телевидение и многое другое. Наш мир не был бы таким, если бы не освоение космоса.
Строго говоря, если бы правительства «космических» стран захотели выделить достаточные средства, то пилотируемую миссию на Марс можно было бы осуществить давным-давно. Но это пока не имеет экономического смысла. В итоге все решили ограничиться исследовательскими миссиями.
Но у идеи колонизации других планет кроме романтической есть и очень практическая цель - выживание человечества. На первый взгляд все выглядит как раз наоборот: планета с очень разреженной атмосферой и крайне некомфортными условиями окружающей среды плохо подходит людям. Но это лучший кандидат из всех, что у нас есть. И если оборудовать достаточно защищенные помещения даже с современными технологиями, то там можно жить.
Мальчишки и девчонки 1960-1970-х во всем мире грезили тем, что еще на их веку нога человека ступит на Красную планету. Ведь человек уже побывал на Луне в 1969 году и еще несколько раз. Советский Союз фактически заложил основу современной околоземной пилотируемой космонавтики. Были созданы первые околоземные станции с долговременным пребыванием людей. К достижениям отечественной космонавтики можно отнести и самые надежные стыковочные модули и аппараты «Союз». Без них число жертв при запусках было бы печальным. В то же время США делали успехи в исследовании дальнего космоса. Во времена космической гонки энтузиазм людей был велик и, казалось, не было границ для полета человеческой мысли.
Но прошло еще несколько лет с момента последней высадки человека на Луну, и стало ясно, что колонии на Марсе не будет. Все эти впечатляющие достижения первых десятилетий космонавтики были подстегнуты больше политическими, чем научными мотивами. Космическая гонка двух сверхдержав состоялась, чтобы выяснить, чья страна лучше. При этом нагрузки на бюджеты были просто колоссальными. И когда стало ясно, что в космосе с точки зрения политики делать больше нечего, бюджеты космических агентств резко сократились. Остались в истории «Буран» и «Шаттл», исследовательские станции других планет. Космос перешел в сугубо практическую плоскость и в нем началась повседневная и часто рутинная работа. Это тоже хорошо, ведь благодаря развернутой сети спутников на низкой околоземной орбите (НОО) и геостационарной орбите (ГСО) мы можем использовать сотовую связь, навигационные карты, Интернет, телевидение и многое другое. Наш мир не был бы таким, если бы не освоение космоса.
Строго говоря, если бы правительства «космических» стран захотели выделить достаточные средства, то пилотируемую миссию на Марс можно было бы осуществить давным-давно. Но это пока не имеет экономического смысла. В итоге все решили ограничиться исследовательскими миссиями.
Но у идеи колонизации других планет кроме романтической есть и очень практическая цель - выживание человечества. На первый взгляд все выглядит как раз наоборот: планета с очень разреженной атмосферой и крайне некомфортными условиями окружающей среды плохо подходит людям. Но это лучший кандидат из всех, что у нас есть. И если оборудовать достаточно защищенные помещения даже с современными технологиями, то там можно жить.
Зачем вообще лететь на Марс?
Сторонники этой теории говорят, что в случае крупной войны, природной катастрофы или падения космического тела наша уютная планета перестанет быть таковой. Вероятность такого сценария мала, но все же не нулевая. Мы не защищены от угроз Вселенной. И поэтому кажется логичным иметь два дома, чтобы увеличить шансы человечества на выживание. Естественно, далеко не все согласны с этим, и тем более мало кто готов рисковать своей жизнью, отправляясь на Марс. Но много и не надо. Илон Маск еще в прошлом году презентовал свой план по колонизации Красной планеты, согласно которому для автономного существования колонии нужно один миллион человек - примерно 0,01% от всего населения Земли. Скорее всего, столько человек для миссии найдется. Собственно, никто и не сомневается в отваге добровольцев. А вот план Маска подвергся большим сомнениям и критике. Если не вдаваться в детали, то он мало чем отличался от научно-популярной фантастики. Очень занимательно смотреть красиво подготовленную презентацию, но совершенно непонятно, как конкретно реализовать этапы плана. Он большей частью состоял из дыр.
В то же время неправильно полагать, что с этого плана в 2017 году началась марсианская история Маска. Все началось гораздо раньше. Как и многие дети в свое время, Илон мечтал, что человечество полетит на Марс. Также он испытал крушение этой мечты, но не смирился с этим. Так и не дождавшись, кто же запустит космический аппарат с человеком на борту на другую планету, он решил сделать это самостоятельно. И была единственная причина, которая отличала его решение от наивной детской мечты или пьяной похвальбы. Это невероятная, практически фантастическая целеустремленность. И везение, конечно. Сумев разбогатеть на продаже своей доли компании PayPal, он учредил компанию SpaceX. Предполагалось, что она и займется экспедицией на Марс. А теперь представьте себе человека, который не обладает специальным образованием в космической отрасли, владеет 175 миллионами долларов и большим желанием достичь мечты. Шансы на успех стремятся к нулю. Маск должен был просто потерять свои деньги. Но вооружившись всеми доступными учебниками на 2002 год, он начал учиться. Он читал и усваивал информацию, вытягивал знания из любых специалистов, а позднее и переманивал их к себе.
Перед ним стояло много задач, которые под силу только крупным государственным агентствам или фирмам. Первая задача - научиться запускать что-то в космос. Оказывается, даже это очень сложно. С 2006 года его компания совершила три неудачных запуска ракеты собственной разработки. Это поставило под угрозу существование фирмы и всех планов Маска. Никто не стал бы инвестировать в тех, кто не запускает грузы в космос. Однако в 2008 году, когда были исправлены все критические ошибки, удалось запустить ракету с полезной нагрузкой на НОО. Следующая задача, которую нужно было решить сравнительно небольшой компании, - удешевление стоимости запуска. Для этого были пересмотрены или изобретены заново некоторые технологии, изменена логистика. В частности, Маск по примеру Генри Форда создал полностью централизованную фирму, внутри которой изготавливались абсолютно все комплектующие. Никакого аутсорсинга. В итоге удалось достичь самой низкой стоимости запуска.
Следующее, чему необходимо было научиться, - возвращать первую ступень обратно. От идеи возвратных ступеней отказались еще на заре космонавтики, так как это было очень сложно и невыгодно. Но рисковый канадец решил пробовать. В итоге, как мы уже знаем, он научился не только возвращать первые ступени ракет, но использовать их повторно. Это привело к еще большему снижению стоимости запусков.
Но это все временные успехи, которые, скорее всего, будут скоро побиты. Как мы помним, у Маска есть цель. И на пути к ней стоит следующая задача. Если он научился запускать дешево, часто и с возвратом ступеней, то теперь нужно запускать много за один раз. Для постройки колонии на Марсе нужна инфраструктура, много оборудования, транспорта, продовольствия. Очень много. Тысячи тонн. И это при том, что конструкции будут возводиться из марсианских материалов. Но та ракета, которая успешно взлетела 6 февраля 2018 года, способна поднимать «всего» 63 тонны полезного груза. Справедливости ради нужно отметить, что в космос она вывела вообще только один автомобиль. Скорее всего Falcon Heavy никогда не будет перевозить людей. Но нужен он для перевозки грузов.
Только в том случае, если удастся успешно и постоянно доставлять грузы на Марс, можно серьезно говорить о пилотируемой миссии. Людей нужно будет доставлять быстрее, чем сейчас, их нужно будет защищать от солнечной радиации. И в любом случае, это дело не одного десятилетия. Вот почему, не смотря на многочисленные ошибки и просчеты Маска, нужно отдать ему должное. Возможно уже не Space X полетит на Марс, но хотя бы она запустит новую волну космической гонки.
В то же время неправильно полагать, что с этого плана в 2017 году началась марсианская история Маска. Все началось гораздо раньше. Как и многие дети в свое время, Илон мечтал, что человечество полетит на Марс. Также он испытал крушение этой мечты, но не смирился с этим. Так и не дождавшись, кто же запустит космический аппарат с человеком на борту на другую планету, он решил сделать это самостоятельно. И была единственная причина, которая отличала его решение от наивной детской мечты или пьяной похвальбы. Это невероятная, практически фантастическая целеустремленность. И везение, конечно. Сумев разбогатеть на продаже своей доли компании PayPal, он учредил компанию SpaceX. Предполагалось, что она и займется экспедицией на Марс. А теперь представьте себе человека, который не обладает специальным образованием в космической отрасли, владеет 175 миллионами долларов и большим желанием достичь мечты. Шансы на успех стремятся к нулю. Маск должен был просто потерять свои деньги. Но вооружившись всеми доступными учебниками на 2002 год, он начал учиться. Он читал и усваивал информацию, вытягивал знания из любых специалистов, а позднее и переманивал их к себе.
Перед ним стояло много задач, которые под силу только крупным государственным агентствам или фирмам. Первая задача - научиться запускать что-то в космос. Оказывается, даже это очень сложно. С 2006 года его компания совершила три неудачных запуска ракеты собственной разработки. Это поставило под угрозу существование фирмы и всех планов Маска. Никто не стал бы инвестировать в тех, кто не запускает грузы в космос. Однако в 2008 году, когда были исправлены все критические ошибки, удалось запустить ракету с полезной нагрузкой на НОО. Следующая задача, которую нужно было решить сравнительно небольшой компании, - удешевление стоимости запуска. Для этого были пересмотрены или изобретены заново некоторые технологии, изменена логистика. В частности, Маск по примеру Генри Форда создал полностью централизованную фирму, внутри которой изготавливались абсолютно все комплектующие. Никакого аутсорсинга. В итоге удалось достичь самой низкой стоимости запуска.
Следующее, чему необходимо было научиться, - возвращать первую ступень обратно. От идеи возвратных ступеней отказались еще на заре космонавтики, так как это было очень сложно и невыгодно. Но рисковый канадец решил пробовать. В итоге, как мы уже знаем, он научился не только возвращать первые ступени ракет, но использовать их повторно. Это привело к еще большему снижению стоимости запусков.
Но это все временные успехи, которые, скорее всего, будут скоро побиты. Как мы помним, у Маска есть цель. И на пути к ней стоит следующая задача. Если он научился запускать дешево, часто и с возвратом ступеней, то теперь нужно запускать много за один раз. Для постройки колонии на Марсе нужна инфраструктура, много оборудования, транспорта, продовольствия. Очень много. Тысячи тонн. И это при том, что конструкции будут возводиться из марсианских материалов. Но та ракета, которая успешно взлетела 6 февраля 2018 года, способна поднимать «всего» 63 тонны полезного груза. Справедливости ради нужно отметить, что в космос она вывела вообще только один автомобиль. Скорее всего Falcon Heavy никогда не будет перевозить людей. Но нужен он для перевозки грузов.
Только в том случае, если удастся успешно и постоянно доставлять грузы на Марс, можно серьезно говорить о пилотируемой миссии. Людей нужно будет доставлять быстрее, чем сейчас, их нужно будет защищать от солнечной радиации. И в любом случае, это дело не одного десятилетия. Вот почему, не смотря на многочисленные ошибки и просчеты Маска, нужно отдать ему должное. Возможно уже не Space X полетит на Марс, но хотя бы она запустит новую волну космической гонки.
Заключение
Запуск Falcon Heavy, самой тяжелой ракеты в истории мировой космонавтики, достоин внимания. Теперь у нас есть дешевая и грузоподъемная ракета. Яне призываю делать из Илона Маска кумира. Более того, я считаю это вредным. Возможно, его стройный план так и не воплотится в жизнь, возможно, он потерпит фиаско. И успехи в космосе, как мы знаем, не зависят от одних только запусков. Но для дилетанта с минимумом денег он добился многого.
Falcon Heavy это не просто самая большая ракета. Это этап в большом плане, который в конечном итоге важен для будущего всего нашего вида. Это уже не фантастика, а работающая технология. На мой взгляд, успех этой миссии возможен только при слаженной работе всего человечества. Аппараты не только отправляются в космос. Их там нужно стыковать, ими нужно управлять, их нужно обслуживать. Такое не под силу в одиночку. И мне хочется верить, что люди на Земле смогут объединить усилия по освоению Марса. Человек, способный летать к другим планетам - это действительно звучит гордо.
Falcon Heavy это не просто самая большая ракета. Это этап в большом плане, который в конечном итоге важен для будущего всего нашего вида. Это уже не фантастика, а работающая технология. На мой взгляд, успех этой миссии возможен только при слаженной работе всего человечества. Аппараты не только отправляются в космос. Их там нужно стыковать, ими нужно управлять, их нужно обслуживать. Такое не под силу в одиночку. И мне хочется верить, что люди на Земле смогут объединить усилия по освоению Марса. Человек, способный летать к другим планетам - это действительно звучит гордо.
Комментарии (0)