Изменения в методах контроля бизнес ощутит уже в новом году

statics/images/arcticles/012018/10012018xfa8904dc.jpg
В ситуации, когда органы надзора и контроля лояльны к бизнесу, деловой климат в стране улучшается.
Фото из архива «Красного Севера»
В Вологодской области, как и по всей России, в ушедшем году стартовала реформа контрольно-надзорной деятельности, которую власти считают необходимой для создания благоприятного делового климата в стране. О первых результатах реформы рассказал первый заместитель губернатора, председатель правительства региона Антон Кольцов.

Поменять модель

- Антон Викторович, сегодня предприниматели жалуются, что их издержки, связанные с выполнением требований различных контролирующих инстанций, составляют от 10 до 15% от выручки. Одновременно премьер-министр Дмитрий Медведев прямо заявляет о недостаточно эффективной и агрессивной по отношению к бизнесу контрольно-надзорной деятельности. Что мешает навести порядок в этом вопросе?
- До недавнего времени в нашей стране в контрольной и надзорной деятельности применялась «модель санкций», ориентированная на наказание после того, как уже произошел факт нарушения. В минувшем году запущена масштабная реформа этой сферы, смысл которой - переход к «модели соответствия», направленной не на наказание за нарушения, а на предотвращение нарушений. В 2017 году в реформу было вовлечено 12 федеральных и 14 областных ведомств. Изменилась сама структура административных наказаний. Больше проводится мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, вместо административных штрафов чаще выносятся предупреждения. Если в 2015 году доля предупреждений составляла 15% в общем количестве наложенных региональными контролирующими органами наказаний, то в 2016-м она выросла до 23%, а за первое полугодие 2017 года достигла уже 42%. Запущена целая серия публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорных органов, на которых любой желающий может задать контролерам актуальный для своего бизнеса вопрос. Только за последние три месяца было проведено 13 таких мероприятий, и в 2018 году мы продолжим подобную практику.
- Недавно вы упомянули, что работа контрольных ведомств будет оцениваться не по числу проверок, а по улучшению безопасности населения. Но перед надзорными органами, очевидно, также поставлены планы по сбору средств в бюджет. И порой они этого не скрывают. Как решить возникающие противоречия?
- В ходе реформы поставлена задача скорректировать мотивацию инспекторского состава. Оценка результативности и эффективности их деятельности напрямую будет зависеть от размера предотвращенного ущерба. Правительством Вологодской области уже утверждены порядок и методика такой оценки, и новые критерии полностью соответствуют задачам, сформулированным федеральной приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Например, в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций это может быть количество погибших при наводнениях или природных пожарах, а в области надзора за техническим состоянием транспортных средств - число дорожно-транспортных происшествий.
- С одной стороны, число плановых проверок за последние годы действительно серьезно снизилось. Но как быть с внеплановыми проверками, количество которых, наоборот, выросло?
- По данным статистики, общее количество проверок, проводимых региональными органами, сократилось в 2016 году примерно в 2,7 раза по сравнению с 2015 годом, количество внеплановых проверок при этом сократилось в 2,4 раза. Следует отметить, что внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением ранее выданных предписаний, а также по обращениям граждан и юридических лиц. Поскольку многие из обнаруженных гражданами нарушений могут привести к возникновению угрозы жизни и здоровью граждан, к вреду окружающей среде и объектам культурного наследия, к угрозе чрезвычайных ситуаций, то при поступлении таких обращений контрольный орган обязан отреагировать и провести проверку.

Контроль на дистанции

- Помимо проверок над предпринимателями довлеют и устаревшие требования, принятые еще в советское время. Возможно, имеет смысл провести ревизию требований и оставить только актуальные из них?
- Такая работа была проведена в рамках обсуждаемой сейчас реформы и федеральными, и региональными контрольно-надзорными ведомствами. Были составлены перечни обязательных требований по каждому виду контроля. На федеральном уровне ведется работа по пересмотру устаревших требований с привлечением и общественности, и представителей бизнеса. Кроме того, федеральные контрольно-надзорные органы будут проводить проверки предпринимателей с использованием проверочных листов, содержащих списки контрольных вопросов. Постановления о введении проверочных листов уже приняты по Ространснадзору, Роспотребнадзору, МЧС, Росприроднадзору, Россельхознадзору, Ростехнадзору, Росздравнадзору и Рос­труду. 
В 2018 году работа в этом направлении будет продолжена. 
42%

составила доля 
предупреждений о недопустимости нарушений 
в общем количестве наложенных на бизнес взысканий в 2016 году. Два года назад предупреждений было лишь 15%.

- Какие ключевые мероприятия заложены в «дорожную карту» реформирования КНД, принятую на уровне области?
- На областном уровне это мероприятия, основанные на лучших практиках регионов. В первую очередь речь идет об актуализации нормативно-правовой базы. Во-вторых, о необходимости размещения полной информации об обязательных требованиях к бизнесу на сайтах контрольно-надзорных органов. Третье направление - внедрение риск-ориентированного подхода при формировании плана проверок по семи приоритетным видам регионального контроля. Поэтому в планы проверок на 2018 год по тем видам контроля, где применяется риск-ориентированный подход, не вошли объекты с низким уровнем риска. Четвертое направление касается формирования уже упомянутой качественно новой системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Кроме того, ни одно мероприятие не может проходить в современных реалиях без автоматизации процессов. Соответствующее информационное решение уже разработано Минкомсвязи.
- Насколько реален переход на дистанционные методы контроля? И как это будет выглядеть?
- Дистанционная проверка проводится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Такие методы контроля обеспечиваются с помощью телемет­рии, датчиков, фото- и видеофиксации и через Интернет. Переход от очных проверок к дистанционным методам позволит сократить и временные, и материальные затраты как проверяющих, так и проверяемых. Например, Ростехнадзор уже использует такие способы контроля. Однако следует отметить, что в силу специ­фики подконтрольных субъектов не все контрольно-надзорные органы имеют возможность перейти на дистанционные методы контроля.
- Когда предприниматели реально ощутят на себе результаты проводимых мер по реформированию контрольной деятельности?
- Реформа еще в самом начале своего пути, многое выполнено, но предстоит выполнить еще больше. Она должна быть в полной мере реализована до 2025 года, когда, по предварительным прогнозам, ожидается снижение административной нагрузки на бизнес страны на 50%. Первые результаты предприниматели должны ощутить на себе уже в 2018 году с началом применения контрольными органами риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок.
Интервью Бизнес Прогнозы-2018

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: