Можно ли сейчас сэкономить на покупке автомобиля?
По итогам десяти месяцев 2022 года автомобильный рынок просел в России на 56%. Наибольшее падение показал сегмент легковых автомобилей. При этом российские автовладельцы ищут пути обхода санкций через параллельный импорт и ввоз машин из стран Евразийского экономического союза. Можно ли сэкономить на покупке автомобиля, действуя такими путями, выяснял «Красный Север».
«Физики» активизировались
По данным аналитиков «Автостата», до 32% выросла доля физических лиц в структуре импорта новых легковых автомобилей. К примеру, в сентябре в Россию было импортировано 11,3 тысячи новых легковых машин, из которых 3,6 тысячи единиц ввезли физические лица. При этом лишь около 500 машин - это параллельный импорт.
В сентябре автомобилей с пробегом было ввезено в нашу страну 27,1 тысячи штук, из них 99% - физическими лицами.
По примерным расчетам за ввоз из Казахстана трехлетнего автомобиля с объемом 1,5 литра, мощностью двигателя 113 лошадиных сил и стоимостью один миллион рублей покупателю нужно будет заплатить 147,6 тысячи рублей. Эта сумма включает в себя таможенное оформление, единую таможенную ставку, а также утилизационный сбор.
С учетом того, что Совет министров Республики Беларусь принял решение с 23 сентября 2022-го на полгода запретить вывоз автомобилей из страны, повысился спрос на машины, ввозимые из Казахстана. Так, российские таможенники отмечают, что с начала года в Россию из Казахстана поставили более 6,5 тысячи машин, что в 15 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В сентябре в России еще на год продлили параллельный импорт автомобилей. Ранее эта мера действовала до конца этого года. Чаще всего дилеры и частники продают такие машины как бывшие в употреблении, оставляя открытым вопрос гарантии даже при нулевом пробеге. Долю продаж таких машин эксперты рынка сегодня оценивают в 25%, как правило, речь идет о премиум-сегменте, так как здесь больше маржи. И чаще всего на эти экземпляры дилеры в отличие от частных продавцов предлагают гарантию, но не обычную, от производителя, а собственную.
- Мы прорабатываем схемы ввоза машин через страны ЕАЭС: сейчас ведем переговоры с партнерами из Германии и США, но поставки все равно пойдут через «соседей». В зависимости от типа двигателя таможенный сбор на новые авто составляет от 48%, по подержанным зависит от возраста: выгоднее всего везти автомобиль трех - пяти лет. И если реально можно привезти подержанный «Фольксваген Туарег» 2019 года за 3,5-3,7 миллиона рублей, то на рынке он стоит порядка четырех - шести миллионов, - поделился Юрий Красильников, руководитель вологодского автосалона «ЮК-Авто».
Что касается подержанных машин, ввозимых из стран ЕАЭС, то здесь есть важный момент: если автомобиль был ввезен временно (и даже стоит на временной регистрации) и без оплаты таможенных пошлин, то управлять им может только владелец либо управление может быть передано другому иностранному гражданину. Передавать транспортное средство гражданам России разрешается только для ремонта или техобслуживания.
Если же машину хочется оставить в России навсегда, то придется провести полную таможенную очистку: оплатить пошлины и утилизационный сбор, после чего зарегистрировать в ГИБДД.
- Мы как юридическое лицо не занимаемся такими схемами: это невыгодно. А вот физические лица выставляют через нас такие машины на комиссионную продажу, - рассказал Евгений Тугаринов, замдиректора по продаже автомобилей автосалона «Авангард».
Павел Куницин, руководитель группы компании «МАРТЕН», дилер марок Toyota, Mitsubishi, LADA и Geely, также сказал, что их компания не практикует схем вывоза машин через ЕАЭС. Он отметил, что еще с весны большим спросом пользуется схема «трейд-ап», когда взамен старой машины покупатели получают автомобиль со сроком эксплуатации один-два года.
- Мы сосредоточились на продажах ВАЗа и «Джилли». АвтоВАЗ пока буксует, выпускается только три модели - «Лада Гранта» и две «Нивы», потому что есть сложности с комплектующими. «Джилли» продаются, но не так хорошо, как нам хотелось бы. Покупателю нужно время, чтобы перестроиться на китайский автопром. Что же касается «Тойоты» и «Мицубиси», то их нет в наличии, - поделился вологодский автодилер.
- Продажи идут, ищутся новые логистические партнеры, но рынок почти стоит. Люди не готовы покупать новые машины, даже если есть свободные деньги. Пока не будет стабильности, не стоит ждать оживления продаж, - подтверждает Юрий Красильников.
Выгодно ли везти самому
Вологжанин Михаил поделился с «Красным Севером» личным опытом покупки автомобиля через Беларусь летом нынешнего года.
- Через белорусские сайты, аналоги нашего «Авто.ру», я нашел седан «Фольксваген Поло» 2019 года за 800 тысяч рублей (в долларах это было около 13 000). Я ездил в Минск и оформлял ее сам, при этом можно прилично сэкономить. Но есть компании, которые могут это сделать для вас за дополнительные деньги, стоит это около 10 000 рублей.
Для получения номеров необходимо оформить электронный ПТС и получить таможенный приходный ордер (ТПО). Этот документ подтверждает факт ввоза авто на территорию РФ, в нем ставят отметку об уплате утилизационного сбора. Без этого документа ГИБДД не оформит автомобиль.
Также на российской таможне и в ГИБДД проверяют наличие у авто сертификата безопасности конструкции транспортного средства - СБКТС. Надо либо искать авто с ним, либо заложить в стоимость получение этого сертификата - от 20 000 рублей.
Размер утилизационного сбора зависит от даты производства автомобиля. За авто старше трех лет нужно заплатить 5 200 рублей, за машину моложе трех - 3 400.
- В итоге с дорогой и проживанием я потратил на оформление 10 - 15 тысяч рублей: 2 000 - за снятие с учета и оформление сделки в Беларуси, 3 400 рублей - за утилизационный сбор, 3 000 - за оформление электронного ПТС, 1 400 рублей - пошлина за выдачу регистрационных знаков, 350 - пошлина за выдачу свидетельства на ТС. А в начале осени продал авто за 1 миллион 100 тысяч рублей. Выгода получилась около 300 тысяч, - рассказал Михаил.
При этом не стоит забывать об оплате налога с продажи в размере 13%.
Придется доплатить
До введения ограничений многие приобретали автомобили европейского производства в Беларуси, пригоняли в Россию и ставили на учет на законных основаниях. До апреля 2023 года такой возможности не будет, поэтому многие рассматривают возможность ввоза автомобиля из Казахстана.
В начале сентября сайт Motor.ru даже писал, что в Казахстане возник дефицит автомобилей из-за ажиотажного спроса в России. Дело в том, что на местном рынке автомобили стоят ощутимо дешевле. При этом есть и риски, в числе которых - потеря гарантии. Но многие россияне выбирают экономию.
В Федеральной таможенной службе напомнили, что гражданам, постоянно проживающим в России, запрещено ввозить в страну автомобили, выпущенные в Казахстане, по пониженным и нулевым ставкам ввозных таможенных пошлин. Дело в том, что такие машины являются «условно выпущенными», находятся под таможенным контролем и не подлежат вывозу в другие страны ЕАЭС.
Поэтому за ввоз из Казахстана придется доплатить. Как пояснил и. о. начальника службы организации таможенного контроля Приволжского таможенного управления Александр Преорчук, в Казахстане есть таможенные льготы, и автомобиль можно ввезти по сниженной ставке из третьих стран.
Для россиян покупка таких машин выглядит привлекательной, так как их можно купить подешевле. Но есть важный нюанс. Льготы положены, если автомобиль будет эксплуатироваться в Казахстане, и въезжать на нем в Россию может только гражданин Казахстана.
- Постоянно проживающим в России гражданам запрещено ввозить в страну без доплаты машины из Казахстана по пониженным ставкам. Доплатить необходимо в Казахстане до фактического ввоза в РФ, - уточнил таможенник.
И если в Казахстане автомобиль был оформлен по пониженной ставке, то для его транспортировки в Россию нужно будет заплатить пошлину, которая составляет до 15% от полной стоимости машины.
Эксперты рекомендуют получить у продавца документы, подтверждающие, что это транспортное средство было ввезено с полной уплатой ввозной таможенной пошлины, а не по пониженной ставке или с применением таможенной льготы. Размер пошлины зависит от возраста и объема мотора. Самый выгодный диапазон - от трех до пяти лет.
По примерным расчетам за ввоз из Казахстана трехлетнего автомобиля с объемом 1,5 литра, мощностью двигателя 113 лошадиных сил и стоимостью один миллион рублей покупателю нужно будет заплатить 147,6 тысячи рублей. Эта сумма включает в себя таможенное оформление, единую таможенную ставку, а также утилизационный сбор.
- По деньгам кажется выгодно, но на практике это сложно, поскольку трудно перевести иностранную валюту из российского банка за границу, а наличные не вытащить. К тому же разнятся актуальный и фактический курсы валют, это тоже нужно учитывать, - отмечает автомобильный эксперт Роман Харитонов. - Также сдерживающим фактором являются трудности с возвратом НДС. Доставка автомобиля стоит недешево.
К тому же еще есть риск ареста машины.
Перед покупкой автомобиля лучше всего обращаться в таможенные службы, работники которых помогут проверить автомобиль до заключения сделки.
В тему
Аналитики AUTO.ru опубликовали свежую статистику по срокам продаж подержанных автомобилей. Даже самым популярным моделям из бюджетного сегмента («Лада Гранта» и «Киа Рио») сейчас требуется около полутора месяцев, чтобы сделка состоялась. В среднем и дорогом ценовых сегментах для продажи авто требуется около двух месяцев.
Комментарии (0)