О чем напомнила модель речного катера

statics/upload/iblock/f27/модель-катера.jpg
Модель катера, которая вполне могла бы стать экспонатом будущего музея Сухонского пароходства.
Наш постоянный автор Александр Конт вместе со своими коллегами-речниками вот уже много лет радеет за создание в Вологде музея Сухонского пароходства. Этой теме посвящено его очередное письмо. 
Мой давнишний приятель, капитан, оружейный мастер и классный судомоделист Станислав Волков подарил мне к юбилею изготовленную им модель полуглиссера № 66. Катер этот был мне хорошо знаком, так как в далекие 50-е годы недолгое время принадлежал судоходной инспекции, в которой я тогда работал. Модель в точности соответствовала оригиналу, но еще была снабжена пулеметом «максим» на треноге. На недоуменный вопрос, при чем тут пулемет, Станислав, хитро улыбнувшись, посоветовал разобраться самому, намекнув на мою увлеченность историей.
Недолгие поиски в Интернете прояснили ситуацию. Оказывается, катер этот в Отечественную войну состоял в отряде полуглиссеров Днепровской военной флотилии и был вооружен лишь станковым пулеметом. 
В 1944 году катер участвовал в знаменитой Пинской десантной операции, когда в ночь на 11 июля наши корабли прошли по реке на 20 километров в тыл противника и высадили десант прямо на городские причалы.
В 1945 году отряд из 10 полуглиссеров этой же флотилии под командованием лейтенанта Калинина был придан 5-й ударной армии и с 23 по 25 апреля форсировал Шпрее на подходах к рейхстагу. Под огнем противника на катерах и буксируемых ими понтонах был переправлен весь 9-й армейский корпус, более 16 тысяч бойцов, 100 орудий и минометов, 27 танков, 700 подвод... По оценкам командования, они сыграли решающую роль в форсировании реки. Все 10 командиров катеров были представлены к званию Героя Советского Союза. Девять получили это звание, из них семеро - посмертно. В живых осталось 16 моряков. 
Вот так маленькая модель речного кораблика напомнила о далеком героическом прошлом. Отсюда напрашивается вывод о важности выявления, сохранения и даже возрождения всякого музейного экспоната. И там, где отсутствует равнодушие к истории, это получается.
В Воронеже, например, власти не пожалели 215 миллионов рублей, чтобы в точности восстановить линкор Петра I «Гото Предестинация», и 27 июля 2014 года на нем был поднят Андреевский флаг. Познавательная и туристическая составляющая, на мой взгляд, бесподобна!
Районный городок Вытегра стал обладателем сразу двух музеев флотской направленности - Волго-Балта и подводной лодки.
В районном центре Подосиновец Кировской области, расположенном на реке Юг, входящей в наш речной бассейн, построили и «начинили» музейными экспонатами барку местного купца Якова Грибанова. Подобных примеров немало.
Но не везет в этом отношении Сухоне - многовековой транспортной магистрали Руси на Север и в Сибирь, важного стратегического пути в Отечественную войну, также сыгравшего особую роль в развитии восточных и центральных районов Вологодской области.
 Похоже, завершилась на Сухоне эпоха интенсивного судоходства, и нет в память о ней ни музея, ни добротной музейной экспозиции, ни мемориального судна. Поднятая об этом два года тому назад в газете «Красный Север» (04.02.15) тема вызвала поддержку общественности, но отмолчались местные власти. А ведь если говорить о Вологде, то она как важный воднотранспортный узел приобрела известность значительно раньше, чем справедливо увековеченные вологодские кружева и вологодское масло. И эту историческую составляющую города не мешало бы закрепить. Ну хотя бы выставить на откос берега у Петровского домика отслуживший свой срок грузовой или пассажирский теплоход и начать формировать в нем флотскую экспозицию. Но для этого нужны желание, любовь и неравнодушие к истории своего края. Есть ли они у нас - покажет время.
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: