«Радиус трезвости» ударит по торговле?
Сократить «радиус трезвости»
Как отмечают ряд экспертов, в нашей стране пока нет единого подхода к этому вопросу. В ряде муниципалитетов радиус прилегающих территорий установлен в 30-50 метров, в других - 500-600, а в некоторых случаях может превышать и километр.
В пояснительной записке Минпромторга также говорится о том, что излишние ограничения негативно сказываются на легальной розничной торговле. Между тем установление завышенных размеров прилегающих территорий, считают в ведомстве, никак не влияет на уровень злоупотребления алкоголем, а лишь ведет к увеличению нелегального сегмента рынка. Кроме того, министерство предлагает привести к единообразию размеры прилегающих территорий еще и потому, что это позволит избежать возникновения коррупциогенных факторов при установлении таких границ местными властями. Инициативу Минпромторга уже согласовали Минфин, Минтранс, Минспорт, МВД, МЧС, Минэкономразвития и Минобороны.
При этом, как подчеркнул представитель одной из крупных федеральных торговых сетей Борис Дмитриев, наличие алкоголя в магазине влияет на размер среднего чека и число покупателей, которые вместе с крепкими напитками приобретают и другие продукты. Таким образом, при запрете продавать спиртное торговые точки могут потерять до 20-25% оборота и закрыться, что не лучшим образом отражается на предпринимательской среде и рынке труда в целом.
Обратный эффект
Комментарии
Алексей ВАЖЕНИН, владелец «Северо-Западной продовольственной компании»:
- Метры - это абсолютно популистский и нерабочий инструмент деалкоголизации общества. 25-50-100 метров: если человеку надо, то он сбегает за спиртным и за 200 метров. Лично у меня 10 лет работал магазин, в который я вложил 100 тысяч долларов. Затем рядом с ним открылся детский центр. Торговую точку пришлось закрыть, но и центр проработал всего лишь около полугода. При этом в нашем регионе есть торговые сети, которые четко соблюдают требования законодательства, а есть те, которым «радиус трезвости» абсолютно безразличен.
Ольга СМИРНОВА, уполномоченный при губернаторе области по правам ребенка:
- Сужать «радиус трезвости», я считаю, неправильно. Чем ближе к учебному заведению находится магазин, торгующий алкоголем, тем больше соблазнов. Контроль за этим вопросом должен быть на регулярной основе. Не секрет, что сегодня бывают случаи, когда продавцы ради получения выгоды продают спиртное несовершеннолетним. Есть и другая крайность, когда пиво и сигареты для подростков покупают взрослые. Конечно, только запретительными мероприятиями эту проблему не решить. Нужна, я считаю, и профилактическая работа.
Неужели в других муниципальных образованиях области в случае принятия Правительством РФ инициатив Минпромторга придется пересматривать «радиусы трезвости»? Вряд ли эти обсуждения пройдут гладко. Достаточно вспомнить споры вокруг того, на каком расстоянии от школ, детских садов, больниц и спортивных объектов можно разрешить торговать спиртным, в Череповце лет пять назад. Город тогда разделился на два лагеря. Власти, опираясь на поддержку общественности и правоохранительных органов, выступали за ужесточение мер к продаже алкоголя. С другой стороны, были предприниматели, которые опасались, что эти шаги нанесут серьезный удар по торговому бизнесу, и предрекали Череповцу чуть ли не будущее города-призрака. В 2013 году страсти накалились настолько, что занимавшему в то время должность мэра Череповца Юрию Кузину стали поступать открытые угрозы в социальных сетях - беспрецедентный случай в новейшей истории Вологодчины.
Пока представителей вологодского торгового бизнеса может успокаивать лишь отсутствие единой позиции по вопросу установления нового «радиуса трезвости» в Правительстве России. В частности, против озвученных инициатив уже высказались Минздрав и Министерство просвещения.
Комментарии (0)