Водный бизнес терпит фиаско?

statics/images/arcticles/092020/09092020xcd14f5be.jpg
Любимое место отдыха вологжан - прогулочный теплоход «Дионисий» из-за долгов собственника ресурсоснабжающей организации едва не был распилен на металлолом.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/092020/09092020xe67e5325.jpg
«Капитан Артюшин» был исключен из реестра маломерных судов, но продолжал возить пассажиров.
statics/images/arcticles/092020/09092020x2246817f.jpg
Один из символов Череповца - дебаркадер на Соборной горке давно находился в неудовлетворительном состоянии.
Фото cherinfo.ru
statics/images/arcticles/092020/09092020x697967b9.jpg
Дебаркадер затонул в конце 2019 года. Поднять его удалось только со второй попытки.
Кадр с видео 35ТВ
В последних числах августа со дна реки Вологды был поднят многострадальный прогулочный теплоход «Капитан Артюшин», затонувший  Кремлевской площади в областном центре. Это чрезвычайное происшествие вызвало большой общественный резонанс. Между тем это далеко не первый скандальный случай, который произошел за последнее время на водных объектах. На слуху недавняя история с затонувшим дебаркадером в Череповце, а также целый шлейф судебных разбирательств, которые тянутся за одним из известных в регионе судовладельцев. 

Вологодский «Титаник»

Вечером 21 августа «Капитан Артюшин» совершал прогулочный рейс с шумной компанией на борту - по одним данным, из 25, по другим - 15 человек, среди них был 11-летний школьник. Но это путешествие его пассажиры запомнят не музыкой и фейерверками, а тем, что они стали, по сути, участниками кораблекрушения. Веселье прервал сильный скрежет, после чего судно накренилось и пошло ко дну. От трагедии подобно такой, какая произошла несколько лет с теплоходом «Булгария», спасло то, что прогулочный катер затонул рядом с берегом, всего в каких-то 
20 метрах. Да и глубина в этом месте не превышает двух метров. Так что кто-то из пассажиров выбрался на берег самостоятельно, других вывозили на лодках прибывшие на место ЧП спасатели. 
«Вологодский «Титаник» - такой емкий комментарий оставил один из пользователей соцсетей под кадрами затонувшего судна. 
Правда, в этом случае причиной кораблекрушения точно стал не айсберг. И дело даже не в возрасте судна, сошедшего со стапелей почти полвека назад - в 1973 году. На ходу можно встретить плавсредства и постарше. Важнее другое. Еще в 2018 году «Капитан Артюшин» решением суда был исключен из реестра маломерных судов. А значит, в принципе не мог в тот злополучный вечер брать на борт пассажиров. 
«По иску Вологодского транспортного прокурора в сентябре 2018 года решением суда «Капитан Артюшин» 1973 года постройки исключен из реестра маломерных судов. Его дальнейшая эксплуатация возможна лишь после постановки на соответствующий учет», - говорится в сообщении Северо-Западной транспортной прокуратуры.
И, судя по заявлению ведомства, это далеко не первый случай, когда судно эксплуатировалось с нарушениями. Просто тогда обошлось без ЧП, а сейчас - нет. 
«В январе 2018 года приговором суда капитану теплохода по ч. 1 ст. 238 УК РФ в связи с оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности, назначено наказание в виде штрафа. 
В августе 2017 года по постановлениям Вологодского транспортного прокурора он привлечен к административной ответственности в виде штрафов по ч. 1 ст 11.8 КоАП РФ (управление судном с нарушением норм пассажировместимости), ст. 11.10 КоАП РФ (нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах) и ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов)» - такие данные приводит транспортная прокуратура. Ход и результаты проверки взял под свой личный контроль Северо-Западный транспортный прокурор Владимир Владимиров.
Операция по спасению затонувшего теплохода заняла несколько дней. По словам спасателей, его зацепили тросом и притянули к берегу с помощью тягача. Затем в сопровождении инспекторов ГИМС судно было отбуксировано и пришвартовано в районе Вологодского речного порта.
Первоначально все были уверены, что корабль принадлежит известному вологодскому судовладельцу Александру Желтову. Но сам предприниматель эту информацию журналисту нашего издания опроверг.
- Судно «Капитан Артюшин» названо в честь Александра Ивановича Артюшина, который был у меня капитаном в течение 10 лет. Сейчас оно принадлежит его сыну, - рассказал «Красному Северу» координатор операции по подъему теплохода, Александр Желтов. - Скорее всего, произошел гидроудар, был поврежден рулевой комплекс. Из-за того что русло реки опустилось на полметра, судно могло наткнуться на топляк. Раньше я чистил русло реки от топляков, но сегодня  у меня на это ресурсов нет. Сейчас теплоход уже на плаву.

Судьба «Дионисия»

Впрочем, принадлежащие Александру Желтову теплоходы тоже попадали в некрасивые истории. В прошлом году за долги перед поставщиком ресурса - АО «Вологдагортеплосеть» - в размере свыше 350 тысяч рублей у судовладельца был арестован теплоход «Дионисий», который каждое лето совершал прогулочные рейсы от Соборной горки до Спассо-Прилуцкого монастыря. На этом теплоходе отмечали свадьбы, его арендовали выпускники школ и организации для проведения корпоративов. В 2018 году это судно, как и «Капитана Артюшина», также исключили из реестра плавсредств. А в феврале 2019 года судебные приставы арестовали его за долги перед ресурсоснабжающей организацией. Была реальная угроза, что «Дионисий» могут распилить на металлолом. Но тогда все обошлось.
- Имущество не передано на реализацию, и ранее наложенный судебным приставом-исполнителем арест на теплоход «Дионисий» был снят в связи с погашением задолженности, - сообщили нам в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области. 
Однако неизвестно, последует ли арест другого имущества судовладельца. Ведь, по информации судебных приставов, «в отношении данного должника… на исполнении находится 51 исполнительное производство на сумму задолженности 841 тысяча рублей». 

Затонувший символ

Другой печальный эпизод связан с затонувшим в Череповце дебаркадером, который еще совсем недавно принадлежал ООО «Череповецкий пассажирский порт», подконтрольному Александру Желтову. Когда-то в деревянном здании дебаркадера на Соборной горке, построенном еще в середине прошлого века, размещались кассы по продаже билетов и кафе. Но с прекращением пассажирского судоходства на реке Шексне оно пришло в упадок. Однако дебаркадер по-прежнему оставался одним из символов Череповца. Поэтому, когда в начале прошлого года этот объект недвижимости был арестован и выставлен на торги, городские власти приняли решение выкупить его. 
В результате дебаркадер был приобретен за два миллиона рублей и передан в управление МУП «Водоканал». Рассматривались варианты возрождения дебаркадера в рамках реконструкции набережной. В том числе создания на его базе «Музея СССР» или заведения общественного питания. Однако бывшего собственника не устроила цена, за которую дебаркадер был продан с торгов, и он подал заявление в Арбитражный суд Вологодской области, который в конечном итоге исковое требование так и не удовлетворил. Возможно, это промедление, вызванное судебными тяжбами, оказалось для дебаркадера фатальным. Как бы там ни было, но в начале декабря 2019 года дебаркадер затонул. 
- Несмотря на то, что признаки затопления плавсредства были видны еще летом, представители ООО «Череповецкий пассажирский порт» чинили нам всяческие препятствия, которые не позволили провести инвентаризацию дебаркадера и оценить его техническое состояние, а также принять превентивные меры. Это стало одной из причин того, что дебаркадер в конечном итоге затонул, - рассказал «Красному Северу» директор МУП «Водоканал» Сергей Ильин. 
В апреле нынешнего года, как только позволила ледовая обстановка, специалисты петербургской фирмы «Статус» начали подъем дебаркадера со дна Шексны. Однако водолазы не учли утяжеления надпалубной части плавсредства, в результате чего образовался крен и первая попытка не увенчалась успехом. После этого пришлось разбирать деревянную часть надстройки дебаркадера. В мае работы возобновились. 
- Когда дебаркадер был поднят, от его деревянной части уже мало что осталось. Так что использовать его под музей уже вряд ли можно. Но самое печальное, что было обнаружено много дефектов и на бетонном корпусе судна. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что бывший собственник дебаркадера неудовлетворительно проводил работы по его техническому содержанию. Это же подтверждает и имеющаяся в нашем распоряжении экспертная оценка, - подчеркнул Сергей Ильин. 

Территория зовется акваторией

Впрочем, мэрия Череповца уже несколько раз судилась с Александром Желтовым и ООО «Череповецкий пассажирский порт» по поводу освобождения судовладельцем акватории реки Шексны. После того как в 2018 году туристический причал в районе Соборной горки был передан из федеральной собственности в муниципальную, новые собственники попросили предпринимателя освободить его от судов. 
- В непосредственной близости или прямо к причальной стенке были пришвартованы порядка 14 судов, принадлежащих Александру Желтову и его фирме. Аренду они не оплачивали. Да и состояние судов оставляло желать лучшего. Они уже были на тот момент сняты с классификационного учета, поскольку не прошли технического освидетельствования и по факту не эксплуатировались. А это, в свою очередь, затрудняло использование причала Череповецким музейным объединением, которому объект был передан в оперативное управление. К тому же мешало проведению реконструкции набережной. Решением Череповецкого городского суда от 14 мая 2019 года Желтов был обязан освободить акваторию в течение 30 дней. Решение было обжаловано, но обе инстанции - апелляционная и кассационная - оставили его в силе. Сейчас к причальной стенке остаются пришвартованными три судна и один причал. Мы будем и дальше принимать соответствующие меры по освобождению акватории, - пояснила «Красному Северу» начальник контрольно-правового управления мэрии Череповца Регина Куклина. 
- У всего есть подоплека, - так лаконично прокомментировал «Красному Северу» сам судовладелец Александр Желтов причины происходящего сейчас вокруг его водного бизнеса. 
Борис МОЛЧАНОВ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: