«Жители босиком выходили плясать на свежий асфальт»

statics/images/arcticles/122018/26122018x4272acd3.png
Строительство дороги на участке Харовск – Вожега, войсковая часть 52854, 1992 год.
Фото из архива Евгения Данюка
statics/images/arcticles/122018/26122018x2c492eda.png
Доставка горюче-смазочных материалов, г. Тотьма, 1988 год
Фото из архива Евгения Данюка

Исполнилось 30 лет 62-му дорожно-строительному корпусу. Силами его солдат и офицеров в области было построено более двух тысяч километров дорог - асфальтовых, бетонных, грунтовых. А до этого времени во многие ныне совершенно доступные уголки региона было «только самолетом можно долететь».

Как предсказано Беловым

Необходимость строительства дорог в Нечерноземной зоне в Советском Союзе понимали отчетливо, однако до конца 1980-х способов решения этой проблемы так и не было найдено.

Конечно, здесь работали дорожно-строительные организации, но их возможностей катастрофически не хватало. Жители многих деревень и сел не могли срочно выехать за медицинской помощью даже в райцентры. А как отдаленным колхозам и совхозам вовремя реализовывать свою продукцию? Многие хозяйства отправляли ее по железной дороге в другие регионы: Вытегорский район - в Ленинградскую область и Карелию, Тарногский - в Архангельскую область. Доля транспортных издержек в себестоимости продукции доходила до 40%.

И вот в 1988 году вступила в действие государственная программа строительства и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР. Символично, что название этой программы - «Дороги Нечерноземья» - «предвидел» будущий классик русской литературы Василий Белов, опубликовавший за 10 лет до этого очерк с таким же названием и считавший, что по отношению к дорогам можно оценить не только экономическую, но и культурно-нравственную зрелость руководителя территории.

В 1988-1995 годах на территории нечерноземной зоны предполагалось ввести в действие 170 - 200 тысяч километров автомобильных дорог, в том числе 60-70 тысяч общего пользования и 110-130 тысяч - внутрихозяйственных. Это требовало огромных людских ресурсов, и эти ресурсы были найдены в Вооруженных Силах. Для работ в Нечерноземной зоне были сформированы три дорожно-строительных корпуса - в Вологде, Кирове и Рязани.

- К моменту назначения на должность командира 62-го корпуса у меня был большой опыт железнодорожного строительства, - вспоминает генерал-лейтенант в отставке Евгений Данюк, руководивший корпусом в звании полковника в течение семи лет. - Я всю страну объездил вдоль и поперек - действительно, самые плохие дороги были в Нечерноземье. Условия здесь непростые - много заболоченных территорий. Моему корпусу предстояло строить дороги в трех областях: Вологодской, Архангельской и Костромской (ее впоследствии отдали Рязанскому корпусу). В составе корпуса было девять бригад, каждая примерно по три тысячи человек. Большинство составляли солдаты-срочники, а офицерский состав и прапорщиков старались набирать из специалистов, служивших в инженерных и железнодорожных войсках.

Новые декабристки

Знакомиться с территорией пришлось с воздуха. До Вытегры, Нюксеницы, Тарногского Городска, Великого Устюга, Кичменгского Городка и Никольска дорог не было совсем - жители летали до Вологды и обратно самолетом. Поездка от Тотьмы до Вологды весной и осенью занимала минимум неделю. Не было подъезда и к Нюксенице, не доехать было от Харовска до Вожеги, а жители Устюга ездили в Москву через Шарью и Кострому…

Таково было состояние направлений областного значения, а с сельскими дорогами дело обстояло еще хуже. Михаил Веселков, председатель Вожегодского райисполкома в 1988 - 1993 годах, рассказывает, что на «Урале», грузовике повышенной проходимости, 80 километров из райцентра и обратно занимали… три дня.

Когда бригада 62-го корпуса прибыла в Бабушкинский район, спецтехнику по старой грунтовой дороге близ Леденьги пришлось тащить тракторам и путепрокладчикам, а личный состав шел пешком по непролазной грязи.

- За время службы мне дважды приходилось разговаривать с министром обороны маршалом Дмитрием Язовым, и каждый разговор всегда заканчивался его вопросом: «Чем вам помочь?» - «Товарищ маршал, - отвечаю, - у нас катков не хватает, тракторов, тягачей». Он подумал и говорит: «Я вам танки дам». Прислал нам пять танков со снятыми башнями. Но они у нас не пошли: уплотнять дорожное полотно надо медленно, а у танка - скорость, он загребает грунт. Немного попользовались и в металлолом сдали.

 

Евгений ДАНЮК,
 командир 62-го дорожно-строительного корпуса

На местах не было инфраструктуры, обеспечивающей работу дорожных строителей - ее бойцы корпуса должны были создать сами, не отрываясь от основной своей задачи - прокладки дорог. В «чистом поле» в кратчайшие сроки нужно было обустроить и жилье, и все бытовые службы: бани, кухни и столовые, медпункты и туалеты.

Многие офицеры и прапорщики прибыли к месту службы с женами и детьми, и женщины проявляли огромное мужество, перенося с супругами все тяготы службы в условиях, даже для армии считавшихся тяжелыми. Поначалу жили в вагончиках или неблагоустроенном жилье, со временем размещались в квартирах.

Дороги стали праздником

Главному делу - строительству дорог - личный состав обучался на ходу: не все офицеры были специалистами-дорожниками, а солдатам приходилось в полевых условиях осваивать специальную технику и приобретать навыки в процессе работы.

- В лесу рубили просеки, - вспоминает Евгений Семенович. - На болоте приходилось вынимать торф экскаватором на глубину до шести-восьми метров, затем засыпать гравий, класть бутовый камень и уже поверх него укладывать дорожное полотно. Так мы строили, например, участок Харовск - Чекшино, километров пять. Такая же картина была между Рослятином и Бабушкином. Работы шли непрерывно, в две смены, в любое время года.

Такой напряженный процесс требовал бесперебойного снабжения строительными материалами - их бойцы 62-го корпуса тоже обеспечивали себе сами. Были запущены в эксплуатацию 17 асфальтобетонных заводов, для добычи песка и гравия разрабатывались карьеры.
Риза Касимов, заместитель командира 323-й бригады, работавшей в Вологодском районе, вспоминает, как здесь при подготовке строительной площадки утонул в трясине огромный бульдозер «Чебоксарец», который потом трое суток вытаскивали танковыми тягачами.

Постепенно ремонтировать катки, грейдеры и экскаваторы бойцы научились сами. Со временем и квалификация солдат-дорожников, и организаторский опыт командиров росли - это давало возможность увеличить производительность труда. Так, дорога Большая Климовская в Вожегодском районе - переезд с асфальтовым покрытием протяженностью 5600 метров и шириной семь метров - была построена практически с нуля за месяц. В целом за год корпус строил около 200 километров дорог.

Результаты работы 62-го ДСК нельзя свести к количеству километров построенных дорог. Евгений Данюк вспоминает:

- Нравилась реакция людей, когда в деревне открывали новую дорогу, - для местных это был праздник. Жители босиком выходили плясать на свежий асфальт, радовались безмерно. С дорогами появилось регулярное автобусное сообщение, затем люди начали приобретать машины. До этого ведь никуда было не уехать - в лес по грибы и то на тракторах ездили. Когда появились дороги, люди совсем по-другому начали строить свою жизнь.

Период работы 62-го корпуса пришелся на непростое время: перестройка, распад СССР, переход к рыночной экономике. В многонациональном личном составе корпуса началось брожение, солдаты из бывших союзных республик получали письма о срочном возвращении домой. Держать ситуацию под контролем стоило огромных усилий. Последующие годы принесли проблемы с финансированием, от многих планов пришлось отказаться.

В 1995 году Евгения Данюка на посту командира 62-го ДСК сменил полковник Валентин Чайка, до этого командовавший 322-й Тотемской дорожно-строительной бригадой. А в 1999-м корпус был расформирован. Но дороги, построенные его солдатами и офицерами, служат людям и по сей день.

Светлана ГРИШИНА

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: