В Вологде открывается выставка библейских литографий Сальвадора Дали

Cегодня, 18 сентября, в Шаламовском доме Вологодской областной картинной галереи открывается выставка «Сальвадор Дали. Священное послание».
«Выставочный проект, - рассказывает Светлана Смирнова, ученый секретарь галереи, - впервые в России представляет самую масштабную в творчестве Дали графическую серию - его иллюстрации к Ветхому и Новому Завету из частного итальянского собрания. Ни одной из 105 представленных на выставке работ Сальвадора Дали нет в собраниях российских музеев, что позволяет без преувеличения назвать этот проект уникальным».
Дали в этой серии цветных литографий отходит от привычной роли ниспровергателя основ. Его библейская серия - продолжение традиции, заложенной художниками начала XX века. Пикассо и Шагал, Кандинский и Ланской... Мастера различных направлений авангардного искусства разрабатывали новый художественный язык для разговора о новом веке, внушавшем им не столько надежды и ожидания, сколько тревогу. Прежний язык искусства, хотя его использовали блистательные мастера, казался устаревшим, недостаточно выразительным и впечатляющим.
Причем тут Книга Книг? Так ведь именно Библия говорит о создании мира, о прошлом и будущем человечества, об общении человека с Богом... Испытания двадцатого века заставили художников обратиться к вечным истинам в поисках нового языка для их понимания и раскрытия.
Сальвадор Дали взялся иллюстрировать Библию не начинающим, как многие его предшественники, а уже зрелым мастером, книга вышла в 1967 году, когда художнику было 63 года. Издание получило благословение папы римского Павла VI.
Идею дал художнику его друг, итальянский коллекционер Джузеппе Альбаретто. Пять томов в переплетах из белой кожи с золотом, специально созданный шрифт, особая бумага с водяными знаками в виде подписи «Сальваторе Дали» - издание действительно роскошное. Литографии отпечатаны в семи цветах, а не в четырех, как это обычно делают в полиграфии.
- Будучи экспериментатором по натуре, и при создании этого проекта художник оставался самим собой, - считает Светлана Смирнова. - Так, для создания фактурности литографического камня, он расстреливал его из старинного ружья, для достижения свободы цвета - бросал с высоты на раскрученный гончарный круг заполненный краской бычий пузырь.
Остается добавить, что выставка продолжит работу до 15 ноября.
Андрей САЛЬНИКОВ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: