Яблоки в небе Иной раз выставку смотришь, точно в поезде едешь - мелькают за окошком привычные глазу деревца, деревеньки, тучи и косогоры, дожди и снега. Всеми этими приметами богаты полотна Марты-шева. Впервые я услышала это имя, когда увидела графический портрет Крыжевского, имя которого ныне овеяно легендами. Было в том портрете что-то родное, остро усмешливое, будто художника поймали за рукав на бегу. Крыжевский давно живёт в США, а его портрет до сих пор перед глазами. Нынешняя выставка Е. Марты-шева в областной библиотеке показывает его прежде всего как наследника живописных традиций Вологодчины. И это хорошо. Но всё это мы однажды видели на картинах других художников - и усталых женщин, и печальные пейзажи, и резную филигрань экслибрисов. А ведь каждый зритель жаждет открытия. Каждый ждёт, что художник разрешил ему некое чудо. Что же новое этот зритель найдёт на этой выставке? В пейзажах это прежде всего сильный цветовой акцент: на закатных полотнах таким акцентом является уходящее светило. На картинах «зимнего» направления неожиданно остро ощущается оторванность от всего белого света. Две очень неожиданные вещи -женщина на коленях спиной и один странный натюрморт. Всё то, что скрыто, всегда притягивает. Мы не увидели лица, но можем представить на нём и отчаяние, и слёзы, и затаённую радость. Картина, дающая волю воображению, всегда богаче самой себя. На первый взгляд, натюрморт «Рождественские яблоки» не содержит ничего не обычного, это простые приметы реальности. Но вдруг на ваших глазах яблоки взлетают в небо вместе с листьями, вы поневоле вздрогнете. Так вздрогнула и я, затосковав от невозможности видеть у себя эти яблоки на стене. А, может, это и не яблоки вовсе, а лёгкие елочные игрушки, летящие к своей ёлке? На этом месте я задумалась и вышла из поезда. Галина ЩЕКИНА Мелодия русских напевов Евгений Иванович Мартышев родился в 1951 году в Череповце. Основная тема его творчества - родная земля, жизнь простых людей, живущих на ней. Автор выбирает вроде бы незаметные мотивы и даёт зрителю возможность вместе с ним увидеть значительное в неброском. Маслом художник в основном создаёт пейзажи и натюрморты - спокойные, мягкие, задумчивые, грустные. На портретах его работы - доброжелательные люди с открытым и чистым взглядом, их приятные спокойные лица оставляют ощущение теплоты в душе. В графике представлены сюжетные работы и книжные иллюстрации. Интересно наложение образа на газетный оттиск, удачно подчёркивающий чёрно-белый контраст. Большое влияние на живописца, видимо, оказали поэты Вологод-чины - Николай Рубцов и Ольга Фокина. Кажется, что на работах Мартыше-ва запечатлён лирический герой Рубцова с его исповедальностью, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и ощущением внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. «В моей первой творческой мастерской в середине 70-х годов, - пишет Мартышев, - рядом с мольбертом стоял «катушечник» - ленточный магнитофон. Мелодии и ритмы тех лет были отдушиной, глотком воздуха, тем, что лечило душу, просветляло и помогало работать. Особое настроение, ауру создавало звучание голоса и аккордов Владимира Семёновича. Делались рисунки, воплощались какие-то замыслы, зачинались картины, печатались гравюры... Тем для работы художника - бесконечное количество». Высоцкий представлен в графике и в смешанной технике, художник сумел отразить глубину его поэзии. Картины обычно смотрят в тишине. Но при взгляде на работы Евгения Мартышева у зрителя возникает в душе музыка - мелодия русских напевов, тихая, печальная, но светлая и воодушевлённая. Дарья МИХЕЕВА
Комментарии (0)