Цветы переживут любой кризис!

statics/images/arcticles/032022/02032022x5b7dd878.jpg
Часть продаж цветочного сегмента уходит в Интернет, но большинство по-прежнему предпочитает выбирать букеты вживую в торговых точках.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/032022/02032022x23411c31.jpg
Тюльпаны - традиционный подарок женщинам на большинстве предприятий региона.
statics/images/arcticles/032022/02032022xc758d89d.jpg
В вологодских тепличных хозяйствах выращивается немало экзотических сортов: пионовидные, махровые, попугайчатые тюльпаны.
statics/images/arcticles/032022/02032022xc4337490.jpg
Большая часть тюльпанов выращивается в Вологодской области.
statics/images/arcticles/032022/02032022x879d5a21.jpg
Большая часть тюльпанов выращивается в Вологодской области.
statics/images/arcticles/032022/02032022x5e33e2d6.jpg
Большая часть тюльпанов выращивается в Вологодской области.

Белые махровые «гавайи», пионовидный розовый «колумбус», попугайные хохолки «кабанны»… Пять миллионов тюльпанов отправляются из Вологодской области в другие города накануне весеннего праздника. Тонны мимозы едут с юга. Ждут своего часа розы и хризантемы, лилии и гиацинты.  «Красный Север» поговорил с представителями цветочного бизнеса о сложностях, нюансах и новых трендах в продаже букетов. 

Идем в Интернет

Все больше предложений о доставке цветов перемещается в Интернет. Некоторые вологжане жалуются, что закрываются привычные торговые точки на остановочных комплексах, где всегда можно было купить цветы по пути.

- Работа розничного цветочного магазина - очень непростая штука. Крайне сильно зависит от места, ну и, соответственно, в хороших местах очень дорогая или аренда, или сама недвижимость, - отмечает Антон Никитин, руководитель отдела продаж оптового центра «Блюменсток». При этом он добавляет, что мир развивается, и интернет-торговля понемногу становится будущим и для цветочного бизнеса. 

Основатель сети цветочных салонов LARA Лариса Якимова рассказала, что недавно пришлось закрыть одну торговую точку на улице Северной, но произошло это не из-за какого-то кризиса, а из-за требований энергетиков, так как тонар находился под ЛЭП. Сейчас его перенесли вглубь района. 

- Цветы переживут любой кризис. Мы вообще довольно спокойно перенесли ограничения во время пандемии. Тогда на пару недель приостановились поставки цветов, но мы перераспределили имеющийся объем цветов на шесть магазинов из двенадцати, и прошли период почти без потерь, - рассказывает Лариса Викторовна.

При этом она отмечает, что в период ограничений действительно подрос объем продаж через сайт и соцсети. В 2021 году это даже подвигло их запустить собственное мобильное приложение по доставке цветов. Сейчас интернет-каналы приносят продажи на уровне еще одного магазина. 

- Основные игроки рынка остались, - убеждена руководитель цветочного салона «КаЭль» Дарья Карпенко. - Ушли с рынка временщики, которые не обладают достаточным профессионализмом, чтобы вести бизнес вдолгую. Когда есть база клиентов и сложился свой имидж среди покупателей, колебания рынка не так заметны. 

Букеты становятся дороже

Хотя 90% тюльпанов Россия выращивает сама, все же основная масса других цветов - привозные.  Большая часть срезки – розы, хризантемы, экзотика - везется из Голландии. Розу и альстромерию везут из Эквадора, Колумбии и Кении. Из Израиля - зелень для букетов. 

- После пандемии все восстановилось, но сейчас новая беда, связанная с Украиной и дороговизной транспорта, который вырос в два-три раза, - отмечает Антон Никитин. 

- Погода также отражается на поставках из Голландии. Недавно у них был ураган, поставщики подняли цены, сам евро вырос - это неизбежно сказывается на ценах, - добавляет Дарья Карпенко.

Как рассказали нам в цветочных магазинах города, если украинская ситуация не нормализуется в ближайшие месяцы, а небо Европы так и будет закрыто для российского транспорта, то бизнесу придется срочно переориентироваться на поставки из стран Азии и Южной Америки. Понятно, что это заметно увеличит стоимость доставки продукции, а значит, и конечную стоимость букетов. По скромным оценкам участников рынка, речь может идти о подорожании к лету до 20-30%. Но, по крайней мере, дефицит в среднесрочной перспективе вряд ли случится.

Однако люди не перестают отмечать праздники, устраивать свадьбы, радоваться рождению детей. Поэтому цветы остаются важной частью любого события и их покупают даже в условиях роста цен. 

- Цветы - это эмоция. И они всегда будут радовать, несмотря на свою недолговечность, - убеждена Дарья.

Падения продаж рынок не ожидает. Во всяком случае такого, как в коронавирусном 2020 году, когда по ряду товаров спрос снизился на 80-90%. В последнее время рынок даже начал расти. Если сравнивать показатели февраля 2022 года с ситуацией прошлой осени, то по данным «Сбербанкиндекс», продажи цветов и подарков подросли более чем на 16%, а весь последний год держатся примерно на одном уровне - единичные всплески традиционно перед Новым годом и 8 марта.

Можно ли проверить качество?

Кстати, сохранность букетов - нередкий повод для претензий покупателей: печально, когда цветы, постояв день-два, никнут и теряют свой вид. Можно ли этого как-то избежать в момент покупки?

Большинство экспертов сходятся на том, что по большей части непрофессиональному человеку не разобраться, насколько качественны цветы перед ним. Их можно отпоить, заморозить, освежить способами, которые известны профессиональным флористам. 

К тому же очень многое зависит от того, как с цветами обращались в пути во время доставки: партии проходят через несколько поставщиков, и на каждом этапе важны нюансы: температура хранения, качество инструментов, технология среза. К примеру, розы подрезаются не так, как хризантемы, тюльпаны везутся вообще с клубнями и так далее. Поэтому очень важным для выбора становится репутация самого продавца. 

- Иногда, даже покупая партию, я вижу, что срез неправильный: такие стараюсь не брать. Но мы ведь тоже некоторые цветы закупаем дистанционно, поэтому чужих ошибок не избежать. В любом случае меня бы насторожил полностью забитый холодильник цветов у продавца, - говорит Дарья Карпенко.  

Советы

● Цветам, которые имеют твердые стебли (розы, хризантемы), прежде чем ставить в вазу, нужно сделать продольные надрезы кончиков стеблей на 2-3 сантиметра. После этого в расщепленные места вставить части спичек. Такая своеобразная распорка поможет цветам более активно впитывать воду.

● Тюльпаны сохраняются дольше, если у них сразу удалить пыльники для предотвращения опыления.

● Выбирая цветы, обратите внимание на цвет стебля в местах срезов, темный окрас говорит о том, что растения срезаны давно и быстро увянут. Подсохшая кромка листьев - еще один признак увядания.

● Хранить срезанные цветы, стебли которых более мягкие (тюльпан, нарцисс, каллы) нужно после усечения нижней части плодоножки, или поцарапать ее иголкой. Такие меры благотворно влияют на состояние растения.

- Задача наших флористов – не сбагрить цветы любой ценой. Мы не хотим продавать мусор. Нам важно сделать так, чтобы клиент вернулся к нам. Поэтому цветы проходят отбраковку еще до покупателя, - добавляет Лариса Якимова.

Порой недолговечность букета зависит и от самого покупателя: многие любят ставить цветы на кухне или на подоконники над батареей. А цветы очень чувствительны к запахам и теплу, поэтому быстро теряют свой вид. 

Обмену подлежат!

Что делать, если недавно купленный и поставленный в вазу прекрасный букет испортил вам настроение своим поникшим видом? Тем более, что обошелся он очень недешево… «Выбросить и забыть! В магазинах вывешены предупреждения: «Цветы возврату и обмену не подлежат», - так ответили большинство опрошенных нами покупателей. Специалисты Роспотребнадзора предупреждают об обратном: любой товар можно возвратить продавцу, если он некачественный или не может использоваться по назначению! 

Розничная торговля растениями осуществляется в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров и Законом «О защите прав потребителей», а также Госстандартом, обязывающими продавать только свежие, чистые, здоровые цветы.  При реализации срезанных растений продавец должен предоставлять покупателю подробную информацию об их видовом названии, особенностях содержания и разведения, фирменное наименование и место нахождения изготовителя, страны происхождения, уполномоченную изготовителем товара организацию для импорта товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, особенностях содержания и разведения, ухода, сроках годности, цене, условиях приобретения и так далее. 

Побывав в нескольких специализированных торговых точках под видом простых покупателей, мы убедились, что продавцы в полном объеме информацию не предоставляют не то что в письменном - даже в устном виде. «Вся документация на складе», - вот и весь ответ. О правилах ухода и содержания цветов рассказывают тоже не слишком охотно: «Представляете, сколько у нас будет народу в праздники, не до разговоров, только успевай поворачиваться. Все можно прочитать в Интернете».

Вологжанка Ольга, частая покупательница живых цветов, с нарушениями своих прав не мирится. Терпению пришел конец, когда выбранный с любовью букет в подарок маме к вечеру приказал долго жить. Не раз огорчали ее и розы. Она написала продавцам претензию, приложив фотографии. В итоге ее саму обвинили в неправильной транспортировке и содержании нежного товара. 

Как доказать обратное, что делать в случае обнаружения недостатков? 

Непредоставление информации о товаре - серьезное нарушение основного права потребителя, и если он докажет (например, записав на диктофон или видео), что информация была неполной и недостоверной, то уже это является основанием для возврата товара. Другой совет: хотя никакие нормативные акты не регламентируют, какое количество времени букет должен оставаться «живым», гарантийных сроков на цветы тоже нет, но чем быстрее вы решите вернуть увядшие растения, тем больше шансов, что у вас их примут. Процесс их транспортировки домой, использования можно также зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки, а также свидетельских показаний, и предъявить их продавцу. Если уж вы решили бороться всерьез, следует сходить к эксперту по флористике, который поможет составить письменное заключение (подтверждение), что цветы увяли до того, как были куплены. Если продавцы игнорируют ваши законные требования, можно написать жалобу в Роспотребнадзор. Кстати, Ольга в конечном итоге так и поступила, получив ответ из управления Роспотребнадзора по Вологодской области о проведенной в магазине проверке. 

- По поводу качества цветочной продукции обращаются не так часто, - рассказывает профессиональный флорист Светлана Новикова. - Однажды мужчина пришел с претензией по поводу увядших роз, но я сразу увидела, что он и в воду-то их вряд ли ставил - стебли сухие, следов транспирации (движения влаги) я не нашла и в пожухлых листьях. Другой покупатель был возмущен тем, что розы, купленные им, быстро увяли, даже не распустившись. Он специально выбрал в подарок юной дочери алые цветы с тугими бутонами, рассчитывая, что они постепенно распустятся и дольше простоят. Но на поверку оказалось, что растения не успели вызреть, набраться сил и способности продолжить свою жизнь в воде в срезанном виде. Продавцы не предупредили потребителя об этом. Поэтому считаю, что в этом случае у него есть основания считать товар некачественным и обратиться к предпринимателю с претензией. Бывает, недобросовестные продавцы подкладывают к свежим цветам один-два залежавшихся, поэтому при покупке следует обращать внимание на каждый экземпляр. 

Наша собеседница раскрыла еще некоторые «хитрости» цветочных продавцов. У розы есть рубашечные листы, которые идут сразу за чашелистиком. Некрасивые, с зелеными прожилками, они держат весь бутон, но продавцы их снимают, и бутон без них через сутки распадается. О неправильном хранении расскажут и лепестки. Розы приходят с оптового склада в картонной коробке, упакованными плотно, «голова к голове». Для того, чтобы они напились, их ставят в воду прямо в упаковке, но работники торговли не всегда ослабляют давление коробки. Розы напиваются, увеличиваются в объеме, коробка давит – в итоге цветы страдают, и лепестки становятся вялыми, держатся неплотно. Поэтому, выбирая, попробуйте потянуть за нижний лепесток бутона. Если это сделать нелегко, розу хранили правильно. 
Свежесть тюльпана можно проверить, потрогав листья: хрустят, значит, свежий. Тюльпаны в коробке в холодильнике могут пролежать и месяц, внешне это будет незаметно, но они станут мягкими. 

Наталья НОВИНСКАЯ, Артем ПОМЯЛОВ, Татьяна ШАЛУШКИНА


Что сейчас в моде

Здесь мнения участников рынка разделились. Кто-то говорит, что сейчас возвращается популярность гвоздики, правда, разных модных цветов. Кто-то отмечает, что в моде оттенки желтого и розового. Многие восхищаются новыми дорогими сортами, которые удивляют своим необычным видом: пионовидными, махровыми, как бы «мятыми» винтажными цветами. Но все единогласны в одном: главный тренд - профессионализм. 

Хозяйка цветочной сети LARA отмечает, что в моде монобукеты: это либо букеты из одного вида цветов, либо букеты из бутонов разных оттенков одного цвета. 

- Еще сейчас очень интересный тренд - трансформированные цветы: это когда цветок выглядит так, будто у него вывернуты лепестки, что придает ему особый объем. Некоторые модные сорта винтажных цветов выглядят будто бы небрежно, но в этом - особый шарм.

А руководитель «КаЭль» отмечает, что в тренде - лаконичность. Разнопестрые букеты уходят в недорогой масс-маркет, а настоящие ценители предпочитают несколько цветков редких пионовидных сортов розы или тюльпана в прозрачной стеклянной вазе. Также постепенно уходит из моды большое количество многослойной упаковки для букетов. В приоритете - минималистичная крафтовая упаковка. 

Екатерина, сотрудница СХПК «Цветы», отмечает, что «мода» на тюльпаны формируется еще в декабре: именно тогда по предварительным заказам высаживаются луковицы будущих тюльпанных полей. Как правило, 30-40% - это сорта желтого цвета, 20% - белого и большая часть - оттенки розового, красного и сиреневого. 

- Я вообще предпочитаю дарить не срезанные, а горшечные цветы: они и цветут дольше, и приносят в дом жизнь и свежесть, и останутся на память, - делится вологжанка Анастасия Сорокина. 

- Неважен цвет и сорт цветов: в праздник важно внимание! Цветы - это маленькая «роскошь» именно за счет своей непрактичности. Знак того, что ты можешь потратиться только ради улыбки и радости близкого человека, - добавляет психолог Елена Колесникова. 

Цветы Тренды

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: