Аграрии области обеспокоены подорожанием топлива

statics/images/arcticles/082023/31082023xc9d376d3.jpg
С первой декады августа, говорят сельхозпроизводители, не было дня, чтобы топливо не дорожало.
Фото Даниила Зинченко

В последнее время целый ряд регионов на юге, востоке и в центральной части страны столкнулись с перебоями в поставках топлива. В Вологодской области таких проблем нет, но цены на бензин и дизтопливо в оптовых продажах и на заправках продолжают расти. Аграрии области отмечают, что в условиях осенних полевых работ этот фактор может серьезно отразиться на себестоимости сельхозпродукции.

Дефицит или перебой?

Буквально за последние десять дней информация о нехватке топлива на заправках поступала из Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Новосибирской областей, Хабаровского и Краснодарского краев, Крыма и Калмыкии. Одна из причин - сроки перевозки топлива по железной дороге, по сравнению с прошлым годом, выросли в два раза. Дело в том, что из-за введенных антироссийских санкций РЖД пришлось перестраивать логистические цепочки с запада на восточное направление. Ситуация усугубилась загруженностью из-за высокого туристического спроса, простоями и так далее. По информации Российского топливного союза, примерно треть всего товарного бензина сейчас находится в пути.

Другой причиной нехватки топлива стали сезонные ремонты нефтеперерабатывающих заводов.

«Во-первых, в настоящее время высокий спрос на топливо, что обусловлено летним сезоном. Во-вторых, возможно, повлияли ремонты на некоторых нефтеперерабатывающих предприятиях. В-третьих, не исключено, что есть проблемы в перевозках топлива, его недостаточно быстро доставляют от производителей. Это не позволяет оперативно удовлетворять спрос», - цитируют «Известия» ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова.

В Минэнерго подтвердили, что есть некоторые сложности с ритмичностью поставок топлива в регионы, которые возникли из-за высокой загруженности железной дороги в южном направлении в туристический сезон. При этом в министерстве подчеркнули, что объемов производства и запасов топлива в стране достаточно для покрытия спроса.

Отмечается, что проблемные вопросы обеспечения топливом аграриев на региональных нефтебазах сегодня обсуждаются совместно с Минсельхозом. Также достигнуты договоренности с ОАО «РЖД» и нефтяными компаниями по их точечному решению. 

В приоритете - снабжение топливом аграриев в период уборки урожая и сева озимых зерновых культур. «Обеспечение топливом агропромышленного комплекса взято на особый контроль Штаба Минэнерго России», - говорится в сообщении ведомства.

Дефицит - это системная проблема, а здесь уместнее говорить о неких перебоях в поставках, есть локальные проблемы и сложности. Сейчас процесс доставки топлива сильно затянут, инфраструктура железнодорожная одна, а нагрузка на нее очень сильно возросла, особенно в южном направлении - сезон отпусков, доставки в зону СВО. Это процесс адаптации, нужно время.

Павел Баженов, 
президент Независимого топливного союза

Выше инфляции

Участники топливного рынка отмечают: оптовая цена бензина в России летом неоднократно била рекорды, а рост розничной превысил темпы инфляции. Стоимость бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по итогам торгов понедельника, 28 августа, увеличилась на 0,5% и вплотную приблизилась к отметке в 73 тысячи рублей за тонну. Цена на бензин АИ-92 выросла на 0,31%, до 63 284 рублей за тонну. Стоимость летнего дизельного топлива подскочила на 0,38%, до 66 784 рублей за тонну. По данным агентства экономической информации «Прайм», ранее, в августе, его цена 12 раз била исторические рекорды, а стоимость максимально росла до 67 848 рублей за тонну.

Свою роль в этом сыграло ослабление курса рубля по отношению к доллару и евро. Для нефтяных компаний стало выгоднее поставлять топливо на экспорт. Для сдерживания роста цен на бензин на внутреннем рынке еще в 2019 году начал действовать механизм демпфера. Если экспорт нефтепродуктов становился выгоднее, чем поставки внутри страны, государство доплачивало бизнесу, если он не вывозит бензин за рубеж. Если цены снижались, тогда, наоборот, уже нефтяники пополняли бюджет. Однако в июне Минфин объявил о том, что выплаты нефтекомпаниям по демпферу с 1 сентября сократятся вдвое - на 50 миллиардов рублей в месяц.

- На текущую ситуацию повлияло сокращение демпферных выплат и ожидание их снижения вдвое с сентября текущего года, так как НПЗ сразу стали закладывать их в отпускные оптовые цены, не дожидаясь сокращений. А падение стоимости российского рубля делает экспорт нефтепродуктов еще выгоднее, чем их продажи на внутренний рынок, поэтому нефтяники стараются увеличить экспортные поставки, что также формирует дефицит на внутреннем рынке, - считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

По информации из открытых источников, в августе экспорт российских нефтепродуктов начал набирать обороты. Основными покупателями выступают Турция, Бразилия, а также ряд африканских стран.

Бороться с ростом цен на топливо Правительство России намерено по двум основным направлениям. Первое - увеличение на один процентный пункт нормативов обязательных продаж ряда нефтепродуктов на бирже и ограничение их экспорта из России. 

С 1 сентября нефтекомпании должны выставлять на торги минимум 13% от объема производства бензина и 9,5% - дизтоплива. Второе направление - ограничение числа экспортеров топлива. Рассматриваются вопросы составления списков производителей, которым разрешены поставки за границу, а также ряд других мер. В частности, для сдерживания роста цен на топливо и насыщения внутреннего рынка в Госдуме обсуждается вопрос повышения экспортной пошлины на нефть.

Идет в гору

Стоимость топлива растет и на АЗС Вологодской области. По данным Вологдастата, если в конце июля средние потребительские цены на АИ-92 были 49,57 рубля, то 21 августа - уже 50,54 рубля за литр, АИ-95 за это время подорожал с 53,13 рубля до 54,14 рубля за литр, дизельное топливо - с 60,28 рубля до 61,24 рубля. И судя по всему, цены на топливо продолжают постепенное движение вверх.

- В Вологодской области ситуация на топливном рынке остается сложной. Поскольку так исторически сложилось, что цена на топливо у нас выше из-за региональной монополии одной из крупных нефтяных компаний, - отмечает председатель Федерации автомобилистов Вологодской области, депутат ЗСО Антон Холодов. - Если сравнить с соседней Ярославской областью, у нас цены на бензин стабильно выше примерно на три рубля за литр. Впрочем, там есть свой нефтеперерабатывающий завод, существование которого сдерживает стоимость топлива.

Подорожание дизтоплива во время проведения уборочной кампании вызывает особое беспокойство у вологодских сельхозпроизводителей.

- С первой декады августа, наверно, не было дня, чтобы топливо не дорожало на рубль, полтора или 70 копеек. Как поясняют наши поставщики, им тоже ограничили лимиты, и отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов у них сейчас идет меньше. В частности, с завода в Ярославле. Пока в поставках топлива нам не отказывают, но, судя по всему, ситуация находится на пределе. Ее усугубляет то, что закупочная стоимость молока, снизившаяся с марта нынешнего года с 36,5 до 29 рублей, сейчас фактически сравнялась с себестоимостью его производства. Цены на запчасти растут, дорожает техника, теперь вот топливо идет в гору, - отметил председатель правления колхоза «Мяксинский» Константин Николаев.

- Проблема заключается не только в том, что топливо за последнее время выросло в цене, но и в том, что оно у нас стоит дороже, чем, например, в Ярославской, Нижегородской областях, Чувашии. По рекомендации администрации Вологодского округа на время ремонтов НПЗ мы создали запас солярки. Поэтому пока дизтопливо наше хозяйство не покупает. Ждем, когда стабилизируются цены. Но за счет того, что сейчас идет большой расход топлива, себестоимость зерна и другой сельхозпродукции, конечно же, будет расти, - считает председатель СПК «Агрофирма Красная Звезда» Николай Логинов.

Как пояснили «Красному Северу» в департаменте сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, «на текущий момент обращений по вопросу дефицита дизельного топлива, в том числе на проведение сезонных полевых работ, не поступало».

- Ситуация с поставками топлива на АЗС области остается стабильной. Поставка бензина и дизельного топлива на Вологодчину осуществляется с НПЗ Республики Коми, Нижегородской и Ярославской областей, - заверили в региональном департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования.

АПК Сельское хозяйство Цены на топливо

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: