Бензин: до и после «заморозки»

statics/images/arcticles/062019/26062019x23cb9818.jpg
Резкого повышение цен на топливо на российских АЗС эксперты до конца 2019 года не ждут.
Фото Игоря Аксеновского
Уже практически год в России действует «заморозка»  цен на топливо. Как это решение властей повлияло на ситуацию на рынке бензина, и что автомобилистов ждет в ближайшие месяцы, разбирался «Красный Север».

Подорожание в регионах

1 июля истекает срок соглашения между Правительством РФ и нефтяниками о «заморозке» цен. Но, по данным Росстата, уже в мае российские нефтепереработчики увеличили отпускные цены на автомобильный бензин в среднем на 17,5%. При этом цены на сырую нефть увеличились на 4,5%. В Правительстве РФ считают рост цен на бензин вполне закономерным: дорожающая нефть тянет вверх и цены на бензин. Плюс к этому оптовики, которые наверстывают упущенную ранее выгоду. 
В Правительстве РФ подчеркнули, что сейчас биржевая цена на бензин до сих пор примерно на 
7% ниже, чем год назад. При этом рост стоимости топлива на АЗС соответствует параметрам заключенного в ноябре 2018 года и продленного в апреле нынешнего года соглашения о «заморозке» цен на бензин. Оно, напомним, подразумевает, что рост стоимости топлива на АЗС не должен превышать уровня инфляции (по прогнозам этот показатель составит 4,7 - 5,2%). При этом нефтяники обязались увеличить поставки топлива на внутренний рынок, а государство, со своей стороны, ввело им за это компенсацию в виде демпфера. Это значит, что нефтяные компании получают из бюджета 60% разницы между экспортной ценой топлива и ее стоимостью на внутреннем рынке. В среднем это 3,5 рубля за литр бензина АИ-92. Но если российский рынок вдруг станет выгоднее экспортного, то уже нефтяники должны делиться прибылью с государством. Действие соглашения истекает 30 июня нынешнего года. И именно эти договоренности, как отмечает ряд экспертов, не допустили резкого скачка цен на бензин на автозаправочных станциях вслед за оптом. 
В целом с начала нынешнего года стоимость бензина, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса РФ, повысилась в среднем по стране на 2,3%. 
На минувшей неделе премьер-министр Дмитрий Медведев поднял «бензиновый» вопрос на совещании со своими заместителями. Поводом послужила информация о резком росте цен на горючее в регионах Сибири и Дальнего Востока. 
- Надо разобраться, что это. Если это какой-то просто всплеск - это одна ситуация. Если это какие-то системные вещи, тогда нужно принимать решения, которые мы с вами неоднократно обсуждали, в случае необходимости, - обратился Дмитрий Медведев к вице-премьеру Дмитрию Козаку.
В общей сложности, по данным все того же Росстата, подорожание бензина затронуло в начале июня порядка 60 регионов. В СМИ подтверждают то, что выросла цена в Туве, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областях, а также в Алтайском, Забайкальском и Красноярском краях. На стоимость бензина, по информации издания Znak.com, также жалуются жители Татарстана, Омской области, Сахалина, Петрозаводска. В частности, в соседней с Вологодчиной Карелии цены на автозаправках обновили максимумы с 2018 года.

Нарушений не выявлено

В Вологодской области розничные цены на бензин с начала нынешнего года ведут себя неоднозначно. Большинство нефтяных компаний их пусть незначительно, но повышает. Но есть и такие, кто держит их на прежнем уровне или даже несколько снижает. В частности, на АЗС одного из значимых поставщиков топлива - ООО «Лукойл-Центрнефтепро­дукт» - АИ-92 подорожал с 1 января с 42,07 рубля за литр до 43,44 рубля, АИ-95 - с 44,37 до 45,81 рубля за литр, дизельное топливо повысилось в цене с 47,74 до 48,55 рубля за литр. 
- Мы занимаемся вопросами эксплуатации автозаправочных станций и отвечаем за наличие на них топлива. Вопросы ценообразования не входят в нашу компетенцию. За разъяснениями вам нужно обращаться в центральный офис нашей компании, - так ответили «Красному Северу» в вологодском представительстве компании «Лукойл-Центрнефтепродукт», куда мы обратились за комментариями. 
В свою очередь, ООО «Энтиком-Инвест» снизило стоимость АИ-92 с 44 до 43,70 рубля за литр, 95-й бензин также подешевел с 46,5 рубля до 45,8 рубля за литр. Цена на дизельное топливо этой компании с начала года не менялась - 49,5 рубля за литр. Другая крупная компания - ООО «Шелл Нефть» - повысила цены на 92-й бензин на один рубль: до 43,39 рубля за литр, АИ-95, наоборот, подешевел на 
60 копеек: до 45,39 рубля за литр, дизельное топливо также потеряло в цене 80 копеек и стоит 48,49 рубля за литр. 
Если же брать динамику розничных цен на автомобильное топливо за май нынешнего года, когда и был зафиксирован рост цен по стране, то по пяти крупным розничным продавцам на территории Вологодчины (в том числе ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Газпром нефть») она была такова. Цены на бензин АИ-92 либо не повышались вообще, либо подросли на 0,58% (25 копеек за литр). Примерно такая же картина - и по АИ-95. На дизтопливо цены менялись в диапазоне от снижения на 1,02% (50 копеек за литр) до роста на 1,2% (55 копеек). 
- Начиная с 1 января 2019 года у розничных продавцов автомобильного топлива в Вологодской области не было выявлено нарушений антимонопольного законодательства в части формирования розничных цен на бензин и дизтопливо, - сообщили «Красному Северу» в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области. 
При этом, как отмечают в антимонопольном ведомстве, темпы роста цен на бензин были гораздо ниже прошлогодних показателей. Напомним, к лету 2018 года на ряде АЗС области АИ-95 подскочил в цене на 11%, а АИ-92 и того выше - на 13 и более процентов. 

Причины и прогнозы

Впрочем, у самих нефтяников нет четкого ответа, почему же все-таки в последнее время начал дорожать бензин. Так, в Российском топливном союзе называют традиционные причины: сокращение объемов бензина на рынке из-за традиционных ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Плюс к этому нефтяные компании нарастили экспортные, более выгодные для себя поставки, что и привело к определенному дисбалансу. В свою очередь, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, наоборот, заявил о том, что объем поставок нефтепродуктов в июне превысил существующий спрос. С ним соглашается и Росстат: производство бензина за пять месяцев текущего года выросло на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. 
- С конца апреля и в мае текущего года отпускные цены производителей топлива за одну тонну 92-го бензина выросли почти на десять тысяч рублей: с 41 до 53 тысяч рублей за тонну. Цены на рынке диктуют нефтеперерабатывающие заводы. От них все и идет. Накрутка наших оптовиков незначительная, всего 1-2%. Поэтому главная причина подорожания бензина - это рост его биржевой цены, - считает заместитель генерального директора по сбыту ПКФ «Вест-Маркет» Леонид Кузин. - Сейчас биржевые цены на АИ-92 начали понемногу снижаться, по остальным маркам пока остаются на прежнем уровне. 
- Рост розничных цен на топливо у наиболее значимого розничного продавца автомобильного топлива в Вологодской области (ООО «ЛУКойл-Центрнефтепродукт») был обусловлен ростом стоимости закупаемого топлива с нефтеперерабатывающего завода, поскольку стоимость закупаемого топлива составляет значительную долю в розничной цене на бензин и дизтопливо, - подтвердили нам в Федеральной антимонопольной службе. 
Действительно, по подсчетам специалистов, сегодня переработка и доставка бензина занимает от четверти до трети в его себестоимости. Для сравнения: цена сырья - всего порядка 6 - 8%, а налоги и акцизы - около 60%. 
- Подорожание даже на 30 - 50 копеек за литр - это достаточно серьезно. К тому же очень важно, чтобы люди получали качественный бензин. Его я, что называется, испытал на себе, когда в прошлом году путешествовал на машине. Если в России расход на 100 километров составлял шесть литров, то в Европе при аналогичном скоростном режиме он не превышал 5 - 5,1 литра, - отмечает представитель Федерации автовладельцев России в Вологодской области Евгений Настейко. 
Что же будет с ценами на топливо, когда в конце июня истечет срок действия договора об их «заморозке»?
- Если еще два-три года назад можно было строить какие-то прогнозы относительно стоимости бензина, основываясь на сезонных факторах (посевная, уборочная) или курсе доллара, то сейчас цены не соответствуют нашим ожиданиям, - говорит Леонид Кузин. 
В Правительстве Российской Федерации настроены более оптимистично. В кабинете министров на сегодняшний день не видят оснований для того, чтобы продлевать действующие соглашения о заморозке цен на топливо в стране.
- Мы вносим корректировки в механизм демпфера, налоговое законодательство, и поэтому все взятые на себя обязательства по недопущению роста цен на топливо выше равномерного ежемесячного темпа мы выполним. До конца года рост стоимости не должен превышать текущих темпов инфляции, - отметил вице-премьер Дмитрий Козак.
Стоимость литра бензина на автозаправках до конца этого года будет расти в пределах общей инфляции, считает и глава Минэнерго РФ Александр Новак. Своим видением ситуации он поделился на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. В следующем году динамика роста цен, по его мнению, будет аналогичной.
ТЭК Цены Бензин

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: