Фросины дубки растут по всей Вологодчине

statics/images/arcticles/062022/22062022x38930f6b.jpg
«Парки памяти», где-то целиком состоящие только из андрюшинских дубков, а где-то разбавленные липами, раскинулись в разных районах.
Фото автора
statics/images/arcticles/062022/22062022x435fa780.jpg
Виталий Андрюшин.

В юбилейный для «Красного Севера» год мы продолжаем рассказывать о том, как сложились судьбы героев наших интересных публикаций прошлых лет. 

Фирменные желуди

137 молодых дубков уже 12-й год тянутся к свету в центре шекснинской деревни Демсино. Возле каждого дерева - регулярно обновляемые таблички с именами воинов-земляков, павших на фронтах Великой Отечественной войны. А еще в каждом из этих дубков - частичка пронзительной истории про молодую партизанскую связную Евфросинию Андрюшину, а также про человека, который много лет чтил ее память добрыми делами по озеленению вологодских городов и сел. 

 

Интересно, что с момента первых посадок желудей с Фросиного дерева в нашей области выросло уже несколько поколений стойких дубков. Вот и кирилловскую аллею Учителя тоже заложили из «внуков» - тех самых первых оригинальных желудей. И это тоже по-своему символично: кому как не внукам продолжать на земле полезные и добрые дела! 

В мае 1987 года на страницах «КС» появилась заметка об открытии на ВДНХ СССР в павильоне «Юные натуралисты и техники» тематической экспозиции «Опыт вологодской школы № 17». Газета сообщала: «Многим посетителям выставки, участникам проводимых в павильоне семинаров очень понравились работы учителя биологии Виталия Яковлевича Андрюшина. Под его руководством учащиеся приобрели глубокие знания по возделыванию зерновых и кукурузы. Семенами выращенных им растений и саженцами дубков здесь щедро делятся с другими школами и учебными заведениями Вологодской области. Часть посадочного материала реализуется всем желающим. Полученные за саженцы в прошлом году 650 рублей переданы школой в фонд Чернобыля».

Виталий Андрюшин проработал в 17-й школе без малого 30 лет. Все это время учебное заведение славилось своими шикарным цветником с календулами, настурциями и различной декоративной растительностью, а также фирменными «андрюшинскими» желудями, произрастающие из которых дубки хорошо приживались в любых видах почв.

Стойкость учительницы

Пролить свет на тайну их растительной стойкости и жизнелюбия отчасти помог еще один материал, появившийся в газете в самом конце 90-х. Написанный в жанре документального рассказа, он назывался «Жил-был мальчик» и с первой до последней строчки поражал своей искренностью. 

В центре повествования был некий пока еще безымянный мальчик, детство которого пришлось на войну и фашистскую оккупацию. Многие местные мужики перед приходом немцев ушли в лес к партизанам. Оставшиеся в деревне женщины помогали чем могли народным мстителям. За отправку в лес вещей и продуктов отвечала тетя того самого мальчика - молодая учительница Фрося.

Полицаи подозревали девушку в связи с партизанами, но прямых доказательств не было. И тогда они пошли на хитрость. Как-то Фрося с двумя женщинами нашла в поле оставленный солдатами при отступлении пулемет Дегтярева. Ночью находку перенесли в дом учительницы. Но Фросины подруги не смогли сохранить тайну, слух дошел до полицаев. Поздним вечером под видом партизан они пришли к указанному дому. Ничего не подозревавшая девушка сама вынесла им пулемет, тем самым выдав себя.

Фросю арестовали, передали гестаповцам и изощренно пытали. Но, судя по тому, что все остальные партизанские связные остались на свободе, мужественная учительница даже под страшными пытками никого не выдала. Немцы расстреляли Фросю. В ночь перед казнью девушка через сокамерницу передала на волю последнюю просьбу - сохранить ее сына и посадить в память о ней дуб.

Далее - по тексту газетного рассказа: «Когда ушли немцы, односельчане выкопали в лесу молодой дуб и посадили у дома, где жила Фрося, в память о подвиге молодой русской учительницы. Прошли годы, мальчик вырос и решил исполнить свою детскую мечту. Написал в поселок, где растет Фросин дуб, письмо, и ему прислали целую посылку желудей. Он стал выращивать из них дубки и сажать их в городах и селах в память о других советских воинах, отдавших жизнь за свое Отечество. 

А звали того мальчика Виталий Яковлевич Андрюшин, и он, как когда-то его тетя Фрося, - тоже учитель».

- Я также в свое время училась в 17-й школе. Хорошо помню и Виталия Яковлевича, и то, как мы, девчонки, собирали для него в посадках желуди, - говорит нынешний директор вологодской школы Татьяна Данильцева. - Кстати, по итогам поездки в Москву, о которой сообщала газета, Андрюшина наградили серебряной медалью ВДНХ СССР. 

В 2008 году, находясь уже в преклонном возрасте, Виталий Яковлевич стал соавтором проекта «Парки памяти». Подразумевалось, что такие парки появятся в разных районах области из тех самых фирменных желудей с Фросиного дерева. Первый «Парк памяти» был заложен в октябре 2010 года в шекснинской деревне Демсино, а еще через две недели Виталия Андрюшина не стало. Но дело всей его жизни подхватили соратники и единомышленники. Такие же «Парки памяти» (где-то целиком состоящие только из андрюшинских дубков, где-то разбавленные липами) теперь шелестят листвой в тарногской деревне Майга и кирилловском селе Горицы. Там же, в Кирилловском районе, есть теперь и дубовая аллея Учителя.

«Красный Север» 105 лет Юбилей О чем писал «Красный Север» Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: