Герой прилетел на подаренном самолете

statics/images/arcticles/072022/13072022xdcc9c5cd.jpg
Летчик Василий Чистяков с земляками у подаренного ему «Устюжанина».
Фото с сайта smartik.ru

Судьбы героев наших публикаций прошлых лет складываются порой самым причудливым образом. И не всегда нашими героями были только люди.

Гороховый спецгруз

80 лет назад, в июле 1942 года, на страницах главной областной газеты появились две короткие заметки. Одна сообщала об отправке детям блокадного Ленинграда 17 тонн пророщенного гороха, вторая - о начале сбора средств на строительство очередного тяжелого бомбардировщика. Подробностей не приводилось, и лишь позднее выяснится, что у обеих корреспонденций есть объединяющее начало - когда-то расположенный на окраине Устюжны местный аэродром.

В первые годы войны Устюжна считалась прифронтовым городом. Здесь находились базы снабжения, шло формирование партизанских отрядов, отсюда же частично осуществлялось и снабжение блокадного Ленинграда. Причем речь шла не только о продовольствии и боеприпасах. По наведенному воздушному мосту переправлялись и спецгрузы. Однажды это были… кошки, помогавшие ленинградцам справиться с нашествием крыс, несколько раз - донорская кровь для раненых бойцов, а еще - «зеленые витамины». 

Уже в самом начале блокады ученые Ленинградского НИИ витаминной промышленности забили тревогу: надвигалась зима, и обессиленным голодным горожанам грозила не только дистрофия, но и цинга. Был спешно разработан препарат на основе еловой хвои - ее заготовку вели буквально на линии фронта. А вот для другого противоцингового лекарства - супов на пророщенном горохе - местного сырья уже не хватало. Поэтому горох стали доставлять с Вологодчины: как по Дороге жизни через Ладожское озеро, так и по воздуху самолетами из Устюжны. 

Буквально в отношении каждой горошины были установлены строгий контроль и учет. Показательный факт: к концу первой блокадной зимы от истощения умер каждый четвертый оставшийся на своем рабочем месте сотрудник «витаминного» НИИ. И это при том, что часть гороха шла в институт для опытов. Ценой человеческих жизней главная задача была решена: эпидемии цинги в осажденном Ленинграде не произошло.

Объемы поставок вологодских овощей и гороха ленинградцам неуклонно возрастали. Особенно это стало заметно после прорыва блокады и установления пусть узкой, но сухопутной ниточки связи с городом на Неве. 

В номере от 29 августа 1943 года «Красный Север» сообщал, что в подарок ленинградцам вскоре отправится очередная партия грузов: 1 200 кубометров дров, пять тонн зеленого лука и 160 тонн овощей.

Самолет и картина в подарок

По интересному совпадению в том же августовском номере размещена и вторая заметка, предыстория которой также началась в июле 1942 года с информации о начале сбора средств на постройку тяжелого бомбардировщика. Пройдет 13 месяцев, и «Красный Север» напишет: «На самолете, подаренном земляками, в Устюжну прилетел Герой Советского Союза Василий Чистяков. Жители района тепло встретили прославленного штурмана и его командира, тоже Героя Советского Союза летчика Степанова».

Уроженец устюженской земли Василий Михайлович Чистяков, бывший пастух, а потом и лесозаготовитель, еще в довоенное время успел пройти обучение в кавалерийской, а затем и в летной школе, стал штурманом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. 

В составе 1-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка воевал под Москвой и на Украине, участвовал в ночных вылетах, вместе с экипажем с воздуха штурмовал вражеские колонны и железнодорожные станции. В июле 1942-го за «образцовое выполнение боевых заданий командования... и проявленные при этом отвагу и геройство» Василий Чистяков был награжден золотой звездой Героя Советского Союза.

В тему

В годы войны «Красный Север» неоднократно сообщал, а зачастую и координировал сбор народных денег на строительство военной техники. Только во второй половине 1942 года на страницах газеты появляются публикации о начале сбора средств на танковую колонну «Вологодский колхозник», авиаэскадрилью «Вологодский рабочий», самолеты «Юный пионер» и «Чапаев». В 1941 - 1945 годах вместе со всем советским народом вологжане внесли в фонд обороны свыше двух миллиардов рублей, что сопоставимо с годовым военным бюджетом тех лет. 

Когда в районе стало известно, что их земляк удостоен высшей государственной награды, жители организовали сбор средств на строительство именного самолета для Василия Чистякова. Как позднее сообщал «КС», для «двухмоторного бомбардировщика Ли-2 с надписью «Устюжанин» на борту собрано без малого 139 900 рублей» - внушительная по тем временам сумма. Символическая передача самолета экипажу штурмана Чистякова состоялась 15 августа 1943 года на аэродроме Никифоровка, а еще через две недели Ли-2 встречали на малой родине Героя - в Устюжне. На память о том событии в местном музее хранятся несколько фотографий летчика и картина с интересным названием «Устюжанин над Устюжной».

- Ее автор - художник Григорий Шах, - поясняет научный сотрудник Устюженского краеведческого музея Ирина Петрова. - Во время войны он был эвакуирован из Ленинграда в Устюжну, где помогал оформлять музейные выставки и сам стал очевидцем прилета в город Василия Чистякова.

Устюженский летчик, на счету которого к концу войны было уже более 220 боевых вылетов, смог дожить до салюта Победы. После демобилизации из армии в звании полковника он обосновался в Воронеже, но регулярно наведывался в Устюжну к землякам. Скончался в ноябре 1984-го.

Что же касается судьбы крылатого «Устюжанина» - она не менее интересна. Первый вылет экипаж Чистякова совершил на нем в районе Харькова, где бомбил отступавшие на запад колонны врага. К концу осени 1943-го, когда авиаполк перебазировали под Ленинград, Ли-2 невредимым выполнил почти 40 боевых заданий. Удача сопутствовала «Устюжанину» и в ленинградском небе: однажды атакованный более скоростным «Мессершмиттом», а потом еще и «накрытый» огнем зенитной артиллерии, он получил серьезные повреждения, но все же дотянул до земли. Позднее был передан в подмосковное летное училище в виде наглядного пособия, прослужив в этом качестве еще три десятилетия. А вот что стало с «Устюжанином» дальше - установить пока не удалось.

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: