Главной наградой для солдата стало рождение первенца

statics/images/arcticles/092022/07092022xc8d17c2d.jpg
Письмо-рисунок от неизвестного сокольского школьника Александр Петров хранит особенно бережно.
statics/images/arcticles/092022/07092022x5dbf9e98.jpg
Российские воины умеют отделять вооруженного неприятеля от мирных жителей.
Фото Игоря Аксеновского

Специальная военная операция - это не только бои, но и повседневный быт, щемящие душу воспоминания о доме и удивительные зигзаги судьбы. А еще - незримая поддержка близких и ранее незнакомых тебе людей, придающая дополнительные силы. Об этом и многом другом нам рассказали участники специальной военной операции на Украине, побывавшие в краткосрочном отпуске в родной устюженской деревне.

Встречали с российскими флагами

Молодой лейтенант Александр Петров (фамилия изменена в соответствии с ФЗ «О СМИ») - пока единственный профессиональный военный в семье. Говорит, что на выбор профессии во многом повлиял его дед, известный в районе человек. 

В 2016-м после школы вместе с другом Григорием Александр поехал поступать в военную академию в Санкт-Петербурге. Отбор был жестким, но стать курсантами устюженским ребятам помогли целеустремленность и хорошая физ подготовка. 

Прошлым летом оба получили лейтенантские погоны и направления по службе. Александр попал в мотострелковую часть на территории Архангельской области на должность командира взвода минометной батареи. В январе вместе с подчиненными из числа солдат-контрактников он был отправлен на плановые учения в Курскую область. В конце февраля часть передислоцировали в Белгородскую область. Говорит, что на границе с Украиной всем дали короткое время на размышления. Каждый мог отказаться. Таких были единицы.

Когда наши войска оказались на сопредельной территории, в приграничных селах многие жители приветственно махали руками, кто-то выходил на улицы с российскими флагами, но были и смотревшие исподлобья: насаждавшаяся на Украине долгие годы антироссийская пропаганда дала свои плоды.

До сведения каждого офицера и солдата был доведен жесткий приказ: к местному населению относиться максимально корректно, перемещениям гражданских лиц не препятствовать и их личные авто не досматривать. И однажды для находившейся на марше минометной батареи это едва не стало фатальным. Мимо колонны проехала машина с тонированными стеклами. Метрах в 70 сзади неожиданно развернулась, и из салона выскочили вооруженные автоматами люди. Замыкавший колонну сержант успел среагировать: нападавшие были нейтрализованы.

Но ни этот эпизод, ни последующие боестолкновения к какой-то тотальной ненависти к украинцам не привели. Подавляющее большинство наших военнослужащих продолжало отделять вооруженного неприятеля, от обычных людей, говорящих к тому же на русском языке. Александр говорит, что идущие порой по телевидению кадры, где наши солдаты помогают жителям освобожденных городов и сел, - вовсе не пропаганда, а ставшая привычной реальность. Наш земляк с сослуживцами и сам не раз раздавал местным детям конфеты, а бабушкам и дедушкам привозил хлеб и тушенку.

Фронтовые встречи

В первые дни спецоперации украинские солдаты и особенно представители националистических батальонов придерживались тактики стрелковых засад и в прямые боестолкновения старались не вступать. Наши же батальонно-тактические группы активно маневрировали, причем солдаты устраивались на ночлег прямо в армейских «Уралах». 

- Человек привыкает ко всему, и где-то через месяц я стал воспринимать обстрелы не со страхом, а скорее равнодушно, как неприятный нудный дождь, укрываясь уже «на автомате», - рассказывает Александр Петров. - Но общего рецепта против страха не существует, все зависит от индивидуальных особенностей человека. Кто-то может привыкнуть к обстрелам уже через полторы-две недели на передовой, а кто-то и через четыре месяца будет нервно вздрагивать при звуках разорвавшегося вдалеке снаряда.

- Во время обстрелов время для тебя может растягиваться или, наоборот, сжиматься, - подключается к беседе Дмитрий, односельчанин Александра. - Между боями помогают воспоминания о доме да фотографии близких в мобильном телефоне, хотя пользоваться им запрещено.

Интересно, что Дмитрий, военнослужащий одной из десантных частей, также находился неподалеку, но пути односельчан не пересекались. Они только слышали друг о друге через общих знакомых. А вот со своим другом-одноклассником Григорием Александру довелось увидеться: тот попал на Украину через три месяца после начала СВО. 

Лейтенант же находился на передовой до конца мая, пока с группой офицеров не был выведен на отдых. Но уже через пять дней он запросился обратно и вернулся к своим на батарею.

Кстати, за все время нахождения на Украине, а это уже более полугода, на минометной батарее не было ни одного погибшего, только двое легкораненых. Правда, воевавшие на этом же участке пехотинцы и танкисты несли потери, но они в последнее время сведены к минимуму.  

Во-первых, помогает тактика «огневого вала» - когда по позициям врага долго «долбят» артиллерией, а то и штурмовой авиацией, практически не оставляя шансов противнику укрыться и остаться в живых. А во-вторых, - грамотная тактическая подготовка наших ребят и знание тонкостей современного боя.

Письма поддержки

Александр рассказывает, что если к обстрелам и можно как-то привыкнуть, то щемящая душу тяга к дому остается с тобой практически всегда. Хочется увидеть родную сторону хотя бы во сне, но и ночью обычно приходится «воевать». Сны на передовой чаще всего снятся тревожные, все с той же военной тематикой. И здесь очень важны поддержка близких и весточки из дома. Привычных когда-то писем-треугольников в действующий армии теперь нет, солдаты получают электронные письма.

Хотя весточки в конвертах тоже приходят, зачастую с детскими рисунками, фотографиями, пожеланиями. Пишут их и девушки, и школьники. И пусть письма не именные, они поступают в часть централизованно и распределяются по батареям, но получить такое послание со словами поддержки каждому приятно, особенно если оно от земляков. Рисунок сокольского мальчика Александр Петров хранит особенно бережно.

Поступают на фронт и посылки, в основном с подарками и предметами личной гигиены. А еще с короткими записками, кто и когда их собирал. Отрадно, что все чаще в этих вложениях фигурирует Вологодская область, и такая поддержка наших солдат со стороны трудовых коллективов и ветеранских организаций бесценна. А главное, что она действительно нужна находящимся на передовой солдатам.

Но, как бы ни был обустроен фронтовой быт, все равно всех тянет домой, и отпуск для солдата - самая желанная награда.

- Когда я ехал домой, на душе было так хорошо - не передать никакими словами! - рассказывает Александр. - На смену напряжению всех последних месяцев пришли умиротворение и спокойствие. Ну и встреча с родными, конечно же, была долгожданной и радостной. Очень много приятных эмоций о себе оставила!

У Дмитрия же, вернувшегося на родину чуть раньше Александра, эти эмоции подогревались еще одним событием: во время нахождения в отпуске супруга подарила ему долгожданного первенца! 

Сейчас и Александр, и Дмит­рий уже отбыли в свои части. Хотя каждый и мог бы остаться продолжать службу в тыловых гарнизонах, но оба поспешили к своим сослуживцам, своим боевым товарищам: мол, бросить их мы не имеем права.

Максим ВОЛОДИН
 

Спецоперация

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: