«Гоп-стоп, мы подошли из-за угла»

statics/images/arcticles/112022/09112022x156b754e.jpg
Иван Сергиенко (второй слева) на планерке у руководителя.
Фото из архива УМВД России по Вологодской области
statics/images/arcticles/112022/09112022xcd863348.jpg
Василий Суров.
statics/images/arcticles/112022/09112022xa276b44a.jpg
День уголовного розыска,1986 год.

В нашей рубрике «Ретродетектив» - очередные криминальные истории. И снова их герои - советские «опера», которые, не считаясь со временем, а порой и рискуя собственной жизнью, отдавали все силы борьбе с преступностью. При этом кропотливый труд «сыскарей» едва ли был заметен окружающим.

Лихие налетчики

Промозглой осенней ночью 1962 года на пульт дежурного поступил тревожный сигнал: в районе Советского проспекта избит и ограблен мужчина. Для тихой Вологды это было ЧП. Вместе с поднятыми по тревоге милиционерами на место выехал и старший опер­уполномоченный милиции Василий Суров. Пострадавшим оказался слесарь локомотивного депо. Он был жив, но сильно изувечен и мало чем помог людям в погонах. Рассказ был короток и сбивчив: он возвращался с ночной смены, когда в темном переулке подошли двое, ударили сзади по голове, забрали деньги, хромовые перчатки и скрылись.

Спустя два часа история повторилась за городом. На этот раз жертвой разбоя стал таксист. И опять напала парочка: рослый мужчина и невысокий. Ограбленный сообщил, что пассажиры попросили отвезти их в пригород, там потребовали остановиться, вытащили шофера из авто, зверски избили, забрали выручку и часы. После этого его втолкнули на заднее сиденье машины, а за руль сел один из грабителей. Но двигатель не заводился. Помучив стартер, злодеи бросили транспорт и продолжили путь пешком, предупредив водителя: «В милицию не суйся». Однако тот, едва налетчики отошли метров на 300, превозмогая боль, завел авто с рукоятки и дал газу.

Ситуацию можно было считать критической: через час - рассвет и Вологда оживет - грабители растворятся в толпе и натворят еще немало бед. Вот почему медлить было нельзя. О криминальной парочке оповестили всех постовых, блокировали въезды в город - начались поиски.

Василий Суров взял на себя направление на Ленинград. Тогда подшипникового завода еще не было, как и соседнего жилого микрорайона. Окраины Вологды начинались в районе нынешнего Окружного шоссе, туда-то первым маршрутом автобуса и отправился сыщик. Задача у него была нелегкая: среди обычных пассажиров распознать преступников, если те, конечно, появятся.

На конечной остановке, когда народ хлынул внутрь, «опер» приметил двоих парней. Они как-то отличались от спешащих работяг, к тому же один был намного выше второго. Парни уселись в середине салона, капитан уголовного розыска расположился сзади. Незнакомцы молчали, изредка поглядывая в окно. На руках у одного Суров заметил хромовые перчатки, похожие на те, что забрали у слесаря, - но это еще не доказательство. Вдруг один из парней положил руку на спинку сиденья: рукав куртки был заляпан бурыми пятнами, похожими на кровь. «Надо брать! - подумал «опер». - Но как это сделать? Автобус переполнен, может начаться паника, разбойников двое, и им нечего терять...»

Василий Суров подошел к водителю и показал удостоверение: «В салоне - преступники, езжай без остановок в городской отдел милиции». А потом двух мужчин покрепче попросил пособить, если что. Когда автобус, набирая скорость, понесся в другую сторону, пассажиры заволновались. Встревожились и парни, сидевшие до этого спокойно: стали выбрасывать на пол содержимое карманов. Но было поздно: на одного из них Суров надел наручники, второго помогли скрутить пассажиры. Задержанными оказались только что освободившиеся из мест заключения Кулаков и Иванов. На их счету помимо двух разбоев было еще 15 краж.

Закон - тайга?

Летом 1964 года в бригаде геологов, работавших в глухом лесу на границе с Архангельской областью, при загадочных обстоятельствах пропали люди. В ту пору Вытегорский отдел милиции возглавлял Иван Волков, в прошлом опытный оперативник. Он знал, что ленинградские «экспедиционеры» ищут в районе нефть, а вот где именно - было неизвестно. Иван Андреевич связался с Ленинградским геолого-разведывательным управлением. На том конце провода ему предложили выслать вертолет, который доставит милиционеров к месту трагедии. Тут же была собрана следственно-оперативная группа, в состав которой вошли оперуполномоченный Иван Сергиенко и кинолог с немецкой овчаркой по кличке Дик.

Уже через час полета вертолет завис над палатками, у которых сновали люди. Но о посадке в болотистое место не могло быть и речи. Стражи порядка под гул лопастей спустились по веревочной лестнице, а овчарку переправили на землю, завернув в брезент и обмотав тросом. Уже на месте бригадир геологической партии пояснил: как-то утром они недосчитались трех человек. Их вещи лежали нетронутыми, а значит, люди ушли налегке. Но зачем? И главное куда? Кругом на сотни верст тайга!

Оперативники принялись опрашивать геологов - картина вырисовывалась по крупицам. Как выяснилось, накануне пропажи за ужином один из рабочих достал флягу со спиртом - у него был день рождения. А потом за столом возникла ссора, которая переросла в массовую драку. Пьяные мужики молотили друг друга, потом разошлись спать, а наутро недосчитались четверых участников застолья. Поиски успехом не увенчались, лишь ближе к полудню в лагерь из леса вышел один из пропавших гуляк, Серега - коренастый мужчина средних лет, разнорабочий. Одежда на нем была разорвана, на теле - ссадины и кровоподтеки. Как могли его перевязали, а Серега заявил: те трое его избили и оставили пропадать в лесу, а сами ушли. Где они сейчас, он не знает.

Этот рассказ не вызвал доверия у стражей порядка: Иван Сергиенко передал по рации данные потерпевшего в РОВД. И спустя время пришел ответ: Серега, оказывается, особо опасный бандит-рецидивист. На всякий случай к нему приставили охрану, а поиски пропавших мужчин продолжились. Вертолет зависал над опушками в метре от земли, кинолог с собакой прыгали вниз и прочесывали местность. На третьи сутки Дик обнаружил во мху труп геолога с проломленной головой. Рядом, под корягой, лежало еще одно тело - с рубленой раной и множеством ножевых ранений. А третьего мужчину искали всем лагерем и нашли аж в пяти километрах. Он лежал ничком, из спины торчала рукоять охотничьего ножа. Осматривая потерпевшего, Сергиенко взял его за запястье, как вдруг «опера» бросило в жар: у мужчины очень слабо, но ощущался пульс. «Он еще жив!» - мелькнуло в голове.

Вертолет доставил раненого геолога в райцентр, а потом и в Вологду. Придя в сознание, тот рассказал, что драку спровоцировал Серега. Один из убитых случайно узнал о прошлом рецидивиста и спросил его об этом, за что и поплатился. Отозвав мужчин в лес, Серега бросился на них с топором, а затем добил  по одному. В следующий раз, летя над тайгой в лагерь геологической партии, милиционер держал в руках ордер на арест жестокого бандита.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы УМВД России по Вологодской области

Ретродетектив

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: