Инфраструктурный рывок

statics/images/arcticles/042018/28042018xb68daeff.jpg
Решения об инвестициях в инфраструктуру принимаются на градсоветах под председательством главы региона.
statics/images/arcticles/042018/28042018x429d82a3.jpg
Губернатор Олег Кувшинников рассказал редакторам крупнейших СМИ региона о приоритетных проектах, которые будут реализованы в Вологодской области в ближайшие годы.
statics/images/arcticles/042018/28042018xd79be8ac.jpg
Сразу два детских сада будут построены в густонаселенном Зашекснинском районе Череповца.
statics/images/arcticles/042018/28042018x6555dcba.jpg
Реконструкция стадиона «Витязь» в областном центре.
28 миллиардов рублей запланированы в областном бюджете на ближайшие три года на реализацию крупных инфраструктурных проектов и строительство социальных объектов. Из них 10 миллиардов будут направлены в Вологду и Череповец, еще 18 - в районы области. Об этом в интервью редакторам региональных СМИ рассказал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Столь масштабных вливаний в развитие региона не было с начала кризиса, грянувшего в 2008-2009 годах. Кроме того, глава региона ответил на острые вопросы об экологической ситуации в городе металлургов и строительстве целлюлозного комбината, а также оценил работу мэров Вологды и Череповца.

Приоритеты для Великого Устюга

Дмитрий Погодин (ИА «Вологда Регион»): Главной темой последних дней стал паводок, причем беда пришла, откуда не ждали. В Великом Устюге все прошло относительно спокойно, но серьезно затопило западные районы. В чем причина?
- Мы готовились к развитию паводковых явлений по всей области, группировка сил превышала семь тысяч человек. Конечно, самое пристальное внимание было уделено восточным районам и Великому Устюгу. 50 лет не было таких наводнений, как в Бабаеве, Устюжне и особенно в Чагоде, где пришлось объявлять режим ЧС. Подтоплены более 300 приусадебных участков и домовладений. Количество людей, попавших в зону подтопления, превысило 400 человек. Это было вызвано резким таянием снега и проливными дождями, которые обрушились на запад области.
Сейчас работает комиссия по оценке ущерба. Мы будем подключать резервный фонд правительства области, чтобы помочь пострадавшим людям.
Елена Пономарева (ТРК «Русский Север»): С точки зрения риска паводка и наводнений самая опасная территория - это Великий Устюг. В последнее время в Устюге большое внимание уделяется превентивным мерам, чтобы не допустить катастрофы. Но жители не уверены в эффективности дамбы. Что вы на это можете сказать?
- Великий Устюг топило всегда. Здесь мы наблюдаем такой природный феномен, когда две реки текут с юга на север. Получается, когда в верховьях Сухоны уже все давно растаяло, в Архангельске, на севере, еще лед, воде некуда уходить. Фактически каждый год случаются подтопления, а раз в 10 лет уровень воды превышает отметку в семь метров. Поэтому мы возобновили проведение дноуглубительных работ, которые дали эффект уже в этом году - резко увеличилось течение Малой Северной Двины и Сухоны, что позволило пропустить лед по рекам. 
Еще одна важная мера - строительство комплекса инженерных сооружений, которые позволяют задержать лед в верховьях Сухоны. Этой весной он стоял там семь дней, что позволило быстро очистить реки ото льда.
К 2019 году мы удлиним линию берегоукрепления до 2,5 километра. После этого будут установлены шпунтованные сваи, насыпан земляной вал, что позволит оградить Великий Устюг от будущих подтоплений.
Пойменные луга в черте города весной заливает всегда, несмотря на это, люди продолжают строиться на этих территориях. Я считаю, что нашими предками была допущена ошибка, но до сих пор выдаются разрешения на строительство в этой зоне. Я потребовал законодательно определить границу подтапливаемых территорий и запретить выделять земельные участки в зонах подтопления. Эта работа будет завершена до конца этого года.
Дмитрий Погодин: За последние пять лет инвестиции в Великий Устюг составили 5,8 миллиарда рублей. В ближайшие три года будет направлено еще 2,7 миллиарда. Кроме берегоукрепления на что будут потрачены эти средства?
- Великий Устюг - это исторический центр Русского Севера, родина Деда Мороза. Сейчас город переходит на новый этап развития, который формирует все возрастающий туристический поток. Как только в следующем году мы удлиним взлетно-посадочную полосу аэропорта (объем инвестиций - 
1 миллиард рублей), сразу начнем принимать самолеты из Санкт-Петербурга и Москвы, количество туристов резко вырастет. Поэтому мы продолжим работы по благо­устройству городской набережной, улично-дорожной сети, газификации района.

Череповецкие, социальные, ответственные

Ирина Толовикова (ТС «Канал 12»): На градостроительном совете в Череповце вы заявили о строительстве четырех спортивных объектов на базе школьных стадионов - по одному в каждом районе. Насколько они будут доступны не только школьникам, но и жителям микрорайонов?
- Череповец - город, который во многом определяет социально-экономическое развитие области. Город с непростой экологией, динамично развивающийся. Мы планируем вложить в его развитие большой объем средств: это социальные объекты, ремонт улично-дорожной сети, строительство обхода города, ремонт Дворца химиков. Создание спортивных объектов в спальных районах - это инициатива мэрии Череповца. Мы ее поддержали. Стоимость этих объектов - порядка 25 миллионов рублей на каждый многофункциональный спортивный центр. Он будет включать в себя «полноформатное» футбольное поле, беговые дорожки, волейбольный, баскетбольный и хоккейный корты, комплекс для сдачи ГТО. Центрами будут пользоваться и ученики ближайших школ, и жители. Один мы построим в 2018 году, еще три - в 2019-м.
Елена Бегляк (газета «Речь»): Вы также заявили на градсовете о строительстве северного автомобильного обхода Череповца. Причем 50% расходов берут на себя «Северсталь» и «Апатит». Какую пользу городу принесет этот проект?

По 1,5 миллиарда рублей будет выделено из областного бюджета Череповцу и Вологде 
в течение ближайших трех лет на строительство улично-дорожной сети. Кроме того, я принял решение об увеличении объема дорожных фондов муниципальных образований 
до 1,2 миллиарда рублей.

Олег КУВШИННИКОВ,
губернатор Вологодской области

- Я благодарен руководству компаний за их социальную позицию. Они не только предложили свои ресурсы для проведения строительства, но и направят часть средств. Сейчас в часы пик мы фиксируем пробки на этом направлении, улица Городского питомника перегружена. Сделав северный обход города в четыре полосы, мы решим проблему пробок и создадим удобные условия как для транзитного большегрузного транспорта, так и для череповчан, которые едут на работу на предприятия.
Эти проекты - не единственные, в которые крупный бизнес вкладывает свои средства. Например, «Северсталь» направит деньги на ремонт музея Верещагина, а «Апатит» 30 миллионов выделяет на ремонт Дворца химиков.

Критика Президента

Надежда Кузьминская (газета «Красный Север»): Экологическая ситуация в Череповце дважды оказалась в зоне критики Президента Владимира Путина. Мы много пишем о том, какие средства вкладывают предприятия в экологические программы. И тем не менее слышим такие заявления, что «череповчане не видят солнца». Мы недостаточно делаем для улучшения ситуации или это уже стереотип: Череповец - значит, экологически неблагополучный?
- Президент зря никого не критикует. Если он говорит, что у нас есть проблемы с выбросами в окружающую среду, значит, так оно и есть. 
И никто это не оспаривает. Я всегда говорю о том, что череповецкие промышленные предприятия очень много сделали для того, чтобы снизить эти выбросы. Закрыты старые производства, устанавливается современное фильтрационное оборудование, строятся новые очистные сооружения. Череповец - наверное, единственный город в стране, который полностью замкнул свои очистные сооружения, в том числе и ливневые стоки. Мы видим, что сейчас нет «лисьего хвоста» над городом, нет таких выбросов, когда зимой снег был черный. Экологическая обстановка в Череповце улучшается. Но невозможно представить себе работу промышленных предприятий без экологического ущерба. 
И этот ущерб необходимо минимизировать. Мы над этим сейчас работаем, переформатируем комплексный план снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, который будет утвержден в конце этого года.
Елена Бегляк: Говорилось, что в 2018 году развернется строительство целлюлозного завода. Пока никаких работ не ведется. Этот проект заморожен?
- Компания «Свеза» продолжает предпроектные проработки строительства целлюлозного комбината на территории Вологодской области, рассматриваются три района: восток области, Шексна и Череповецкий район. Эти площадки внимательно изучаются. Как только компанией будет принято решение о проектировании и строительстве, мы об этом объявим. На сегодняшний день окончательного решения нет. В 2018 году строительство точно не начнется.
Дмитрий Погодин: Звучала информация, что остановка проекта связана с санкционным давлением…
- Нет, сейчас изучается рынок сбыта. Конъюнктура на мировых рынках претерпевает значительные изменения, поэтому тот бизнес-план, который рассматривался два-три года назад, подвергается корректировке. Ситуация сложная, вводятся заградительные пошлины, которые могут коснуться лесной и целлюлозной отрасли, поэтому сейчас надо пересмотреть бизнес-план.

Расширение для безопасности

Андрей Ненастьев (сайт «Чер­инфо»): Вы обратились в Росавтодор с просьбой расширить трассу А-114 до четырех полос. Насколько велика вероятность удовлетворения вашей просьбы?
- Мое обращение было обусловлено тем, что, к сожалению, растут смертность и аварийность на этой трассе, кстати, самой загруженной в регионе. Иногда в сутки по ней проходит до 45 тысяч автомобилей. В эту трассу Росавтодор уже вложил более 10 миллиардов рублей, и она на большинстве своего протяжения имеет вторую категорию. А для въезда в Череповец, выезда из Вологды и в Шексне установлена первая категория: четыре полосы, разделительные отбойники. Я обратился с двумя предложениями. На первом этапе следует расширить до трех-четырех те участки, где есть съезды с трассы, там должны появиться разгонные и поворотные полосы. Вторым этапом - в следующем бюджетном цикле, с 2021 года, - необходимо включить в комплексный план реконструкции дорог России расширение всей трассы от Вологды до Череповца до четырех полос. Тем более это предполагается перспективным проектом. Я надеюсь на поддержку наших предложений.
Надежда Кузьминская: Мы много говорим о ремонте дорог, тем не менее в рейтинге органов власти в рамках проекта «Команда Губернатора: Ваша оценка» департамент дорожного хозяйства и транспорта каждый год занимает одно из последних мест. Нынешний год не стал исключением. На днях пришло известие, что начальник департамента Александр Гуслинский оставляет свою должность. Связано ли это с низкими оценками в проекте?
- Оценки команде губернатора выставляет население. Если население говорит о том, что состояние дорог неудовлетворительное, значит, это соответствует действительности. Возможно, отчасти народная оценка и повлияла на то, что Александр Гуслинский, который пять лет добросовестно отработал на своем посту, принял решение о переходе на другую работу. Он переходит в крупную дорожную компанию на руководящую должность, с зарплатой во много раз больше, чем он получал здесь. Для него это определенный рост. За пять лет, что он возглавлял департамент, количество дорог, соответствующих нормативам, увеличилось с 6 до 30 процентов. За это время в ремонт дорог было вложено 25 миллиардов рублей. Постепенно качество дорог у нас улучшается. Не везде, и мы это видим, поэтому будем особое внимание уделять этой проблеме. Сейчас идет процедура согласования кандидатуры нового начальника, это будет точно представитель кадрового резерва, молодой, креативный.

Вологда становится строительной площадкой

Дмитрий Погодин: По инициативе Президента Вологодской области были выделены средства на строительство детских садов в муниципальных образованиях. Деньги выделены на условиях софинансирования. Муниципалитетам самим придется искать средства или область подставит плечо?
- Сейчас в области строится восемь детских садов, четыре новые школы: в Вологде, Череповце, Соколе и Кичменгско-Городецком районе. Это стало возможным потому, что мы от бюджета выживания перешли к бюджету развития. 
Мы прекрасно понимаем, что муниципальные образования не могут сами полностью профинансировать столь масштабную программу строительства и реконструкции социальных объектов. Поэтому мы приняли решение, что будем обес­печивать областное софинансирование по строительству всех социальных объектов.
Что касается детских садов, то в Вологде их строят сразу четыре, в Череповце - два. Это объясняется тем, что в областной столице более напряженная ситуация: количество детей в возрасте до трех лет, не обеспеченных местами в дошкольных учреждениях, в три раза выше, чем в Череповце.
Дмитрий Погодин: Еще один ключевой объект областной столицы - реконструкция стадиона «Витязь». Какие по нему планы?
- В Вологде количество занимающихся спортом растет высокими темпами, а строительство инфраструктуры опаздывает. На базе стадиона «Витязь» появится крупнейший спортивный центр не только для занятий физической культурой и спортом, но и для подготовки областных и городских команд по 10 олимпийским видам спорта. Развитие комплекса предусмотрено в три этапа. Первый - до октября этого года будет закончено возведение ФОКа. Второй - до октября 2019 года будет построено спортивное ядро с футбольным полем, беговыми дорожками и плавательным бассейном. Третий - строительство ледового комплекса с трибунами минимум на 1000 человек. Окончание реконструкции - 2021 год, объем инвестиций - 700 миллионов рублей.
Елена Земчихина (ИИЦ «Вологда-Портал»): Вологда становится одной большой строительной площадкой - это здорово! Не секрет, что дороги - это одна из главных проблем в городе. Микрорайоны бурно застраиваются, но улицы по-прежнему узкие, отсутствует полноценная ливневая канализация. Это повод не просто асфальтировать дороги, а фактически заново их строить. Эти особенности учитывались при планировании бюджета?
- На градостроительном совете Вологды мы обсуждали тему развития улично-дорожной сети. Через областной центр проходят три федеральные трассы, как результат - очень большой поток транзитного транспорта. Поэтому главное решение, которого мы добивались, - окончание строительства обхода Вологды в 2019 году. Его общая длина составит 30 километров, объем инвестиций - 12,5 миллиарда рублей. Далее необходимо передать обходную дорогу в федеральную собственность, чтобы ее содержание было заботой федерального бюджета.
Второе важное решение - старт программы капитального ремонта мостовых сооружений Вологды. 
На первом этапе будем ремонтировать Октябрьский мост и Каменный мост. В 2019 году начнем готовить проектную документацию по ремонту моста через реку Шограш.
Кроме того, мы запускаем в Вологде проект по транспортной логистике, чтобы расшить наиболее загруженные участки дорог, заменить светофоры.
Несколько лет назад я принял решение передавать Вологде и Череповцу весь объем средств транспортного налога, собранного в городах. Но если Череповец тратил эти деньги на реконструкцию дорог, то Вологда, к сожалению, расходовала их на текущее содержание. 
Как только мы реализуем проект по транспортной логистике, отремонтируем мосты, расширим основные магистрали и запустим обход, тогда будем поднимать вопрос о строительстве нового моста. Сейчас об этом говорить рано, поскольку не реализованы первоочередные меры.

Деньги для районов

Ирина Черемушкина (ГТРК «Вологда»): На фоне позитивных новостей из Череповца, Вологды и Великого Устюга чего ожидать остальным районам области?
- Вы знаете, как мы жили последние шесть лет, когда ежегодный дефицит бюджета составлял шесть-семь миллиардов рублей. Мы были вынуждены все ресурсы тратить на выполнение социальных обязательств. Благодаря проделанной работе мы сократили объем госдолга в два раза и теперь начинаем направлять средства не на его погашение, не только на выполнение социальных обязательств, а именно в бюджет развития. Для муниципальных образований на ближайшие три года он составит 18 миллиардов рублей.
На что пойдут эти средства? Пять миллиардов рублей будет направлено на укрепление материальной базы районных больниц и строительство новых ФАПов. 
Мы уже запустили комплексную программу ремонта детских дошкольных учреждений и школ, на первом этапе ее стоимость составит 200 миллионов. Реализуется программа строительства малобюджетных плоскостных спортсооружений и ФОКов в районах - это 820 миллионов рублей. На строительство и реконструкцию муниципальных дорог предусмотрено четыре миллиарда. Один миллиард - на благоустройство дворов и дворовых территорий, в программе участвуют 33 крупных муниципальных образования, будут отремонтированы 600 дворов и 117 общественных территорий.
500 миллионов рублей выделяется на модернизацию очистных сооружений. В целом доля населения, обеспеченная качественной водой, вырастет с 45 до 72 процентов. Особенно эта проблема актуальна для Вологды, где сегодня ситуация очень плачевная, а доля жителей, обеспеченных качественной водой, составляет «ноль». В этом году мы займемся решением этой проблемы, для Вологды на эти цели предусмот­рено 128 миллионов рублей.

Экзамен для всех

Надежда Кузьминская: Новые мэры городов сдали пока самый сложный для себя экзамен - это выборы Президента России. Вы можете оценить их работу?
- Если возвращаться к выборам Президента, то я хотел бы сказать слова искренней благодарности вологжанам, которые проявили гражданскую активность - 627 тысяч человек пришли на выборы. Никогда в современной истории России такое количество вологжан на избирательные участки не приходило. Абсолютный рекорд по явке, рекорд по поддержке кандидата! Те муниципальные образования, которые показали высочайший результат по подготовке и проведению выборов, получат дополнительные бонусы в виде социально значимых объектов. Я считаю, что и мэр Вологды Сергей Воропанов, и мэр Череповца Елена Авдеева доказали свою эффективность и правильность выбранного ими пути.
Дмитрий Погодин: Олег Александрович, несколько лет назад вы также на встрече с редакторами сказали, что испытываете чувство дискомфорта, потому что в своей работе привыкли ставить цель, добиваться результата и сразу видеть эффект. И вы тогда признались, что пока нет видимого результата, который, что называется, можно пощупать. После ваших заявлений на градсоветах о предстоящей масштабной стройке у вас открылось второе дыхание?
- У меня оно никогда не закрывалось. Да, я говорил, что тяжело работать, когда не видишь конкретных объектов, прорывных проектов. Конечно, сейчас я удовлетворен. Мы не только выполнили все социальные обязательства, мы на 100 процентов выполнили все указы Президента, мы занимаем третье место в стране по объему профицита бюджета, девятое - по темпам прироста инвестиций, 15-е место - по темпам прироста доходов в бюджетную систему. Конечно, я горжусь результатами работы своей команды, ощущаю удовлетворение от того, что мы выбрали правильный путь, появились возможности для инфраструктурного рывка - то, о чем говорил Президент. И что бы ни произошло, как бы ни повела себя экономика Вологодской области, мы справимся с любыми трудностями. У нас хорошая «подушка безопасности». Вологжане могут быть спокойны, мы не боимся никаких кризисов. Мы четко видим перспективу и будем делать все для того, чтобы реализовать эти проекты.
Интервью Губернатор

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: