Как изменится жизнь водителей с новым ОСАГО

statics/upload/iblock/ca6/осаго-копия.jpg
По мнению экспертов сферы страхования, новые правила могут обеспечить автовладельцам самый качественный ремонт.
С 28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения ущерба, причиненного в ДТП автомобилю, над денежной выплатой. Специалисты Банка России разъясняют то, что было непонятно водителям. 

Выбор будет

- Мне уже приходилось слышать возмущение автовладельцев, которые хотят по-прежнему получать денежные выплаты вместо ремонта, но возмущение это не было связано с объективными причинами, - рассказывает менеджер одной из страховых компаний Вологды Борис Кукушкин (фамилия изменена в соответствии с ФЗ «О СМИ»). - К примеру, один мужчина, который приходил за полисом ОСАГО в начале мая, был очень недоволен новыми условиями страхования. Он прямо сказал, что, получив от страховой компании, к примеру, 30 тысяч на ремонт, раньше мог свою машину отремонтировать за семь-восемь тысяч «в гаражах», а остальное считал возмещением морального вреда. Но минуточку. Страховая компания занимается возмещением материального ущерба, а компенсация моральных страданий находится в компетенции суда общей юрисдикции. Получается, гражданин возмущается тем, что больше не сможет получить необоснованные обогащение.
Напомним, основная цель закона - улучшение качества клиентского сервиса при урегулировании убытков в системе ОСАГО. Кроме того, Банк России рассчитывает, что введение приоритета ремонта сможет повысить доступность ОСАГО в проблемных регионах, где из-за убыточности этого вида страхования компании отказывались оформлять полисы. Изменения коснутся лишь страхователей - физических лиц.
В законе напрямую установлены случаи, когда после аварии можно получить возмещение деньгами. Среди таких исключений - случаи полной гибели транспортного средства или превышение размера ущерба над установленным законом лимитом страховых сумм (400 тысяч рублей). Кроме того, деньги будут выплачиваться в том случае, если страхователь погиб в ДТП либо получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью, а также если он является инвалидом.
Автовладелец на этапе заключения договора ОСАГО сможет выбрать станцию техобслуживания (СТО), где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП, из предложенного страховщиком списка. Перечень СТО, с которыми у страховщика заключены договоры с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств и примерных сроков проведения ремонта, должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться. Таким образом, автовладелец сможет сам провести своеобразный мониторинг, посмотреть сайты разных страховщиков, список сервисов, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант. 

Борьба за качество

В случае ДТП после осмотра поврежденного авто и проведения независимой технической экспертизы страховая организация выдает направление на ремонт в выбранном сервисе. 
Требования к СТО в законе тоже прописаны. Она должна быть доступна для гражданина, соответственно, находиться не далее 50 километров от места жительства автолюбителя или места ДТП. Срок проведения ремонта не может превышать 30 рабочих дней, а для автомобилей не старше двух лет при этом должны сохраняться гарантийные обязательства. Ремонт новых автомобилей производит официальный дилер. 
Но все эти нововведения не означают, что автолюбитель не может отремонтировать машину на СТО, с которой у страховщика нет договора. При наличии письменного согласия страховщика владелец машины может выбрать место ремонта и не из списка страховой. В заявлении о страховом возмещении необходимо будет указать полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты.
80%

всех убытков в ОСАГО урегулируется 
по процедуре прямого возмещения убытков.

Конечно, подобная ситуация невозможна, если автолюбитель хочет ремонтировать машину у частника, не зарегистрированного официально. 
- Я лично не вижу для авто-владельцев особенных проблем в связи со всеми этими изменениями, - рассказывает предприниматель Вячеслав Тихонов. - Наоборот, с чисто технической стороны там больше плюсов, чем минусов. К примеру, при подсчете денежной компенсации страховые раньше учитывали износ машины, а теперь любое авто будет ремонтироваться новыми деталями, за исключением случаев, когда машина уже очень древняя и новых деталей для нее не найти. Учет износа был особенно несправедлив в случае с восстановлением лакокрасочного покрытия машины. Ведь независимо от того, старая она или новая, процесс покраски один и тот же. Знаю, что многие автолюбители судились со страховыми по этому поводу. Теперь судиться не надо. Важно и то, что теперь машина после ДТП гарантированно получит качественный ремонт. У многих водителей есть искушение сэкономить, получив деньги от страховой, вот они и замазывают царапины вместо полноценной покраски элемента или идут туда, где им сделают все за полцены и плохого качества.
Вячеслав Михайлович не считает, что СТО, ремонтирующие машины по договору со страховыми компаниями, будут затягивать сроки ремонта.
- Затягивать сроки невыгодно, ведь машины придется где-то хранить под свою ответственность, - объясняет он. - Лично у меня нет лишнего свободного места для того, чтобы затягивать сроки. 
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет шесть месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев.

В ответе за все

Ответственность за качество и сроки ремонта несет страховщик. Если автовладелец выявил недостатки выполненных работ, он указывает их в акте приема-передачи при получении машины от СТО и обращается с претензией к страховщику.
За несоблюдение сроков выдачи направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик будет наказан неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения. 
Если же компания в течение года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, Банк России имеет право отлучить ее от натурального возмещения. 
В Банке России рассчитывают, что экономическая заинтересованность страховых компаний в возможности оплачивать ремонт авто, а не перечислять автовладельцу деньги, будет стимулировать их к добросовестному исполнению обязательств не меньше, чем нормы о неустойке. А те страховщики, которые не смогут организовать проведение качественного ремонта, продолжат работу с клиентами в прежнем формате.
Пока еще не все страховые компании полностью перешли на работу по новым правилам. В ремонт они будут вступать по мере готовности, а пока не все заключили договоры с СТО, ущерб будет покрываться денежной выплатой. А если страховщик уже заключил такие договоры, то перечень станций техобслуживания должен быть вывешен на его официальном сайте. А пока всю информацию по натуральному возмещению убытков можно найти на официальном сайте Банка России в разделе «Информация об ОСАГО»: www.cbr.ru/osago.

Комментарий

Александр Уккоев, директор вологодского филиала одной из крупнейших страховых компаний:
- В настоящий момент только переход на натуральное возмещение позволит создать более цивилизованную систему урегулирования и воздвигнуть барьер на пути автоюристов, особенно с криминальным оттенком. Для страхователей, в первую очередь добросовестных страхователей, - это идеальный вариант, поскольку автовладелец без лишних проблем получает отремонтированную машину.  Для страховых компаний переход на натуральное возмещение приведет к увеличению расходов на 15-20%, поскольку выплата будет происходить без учета износа деталей и узлов ТС. Но в любом случае это лучше, чем ситуация, когда из-за активности так называемых автоюристов выплаты увеличиваются на 100-200%.  И, однозначно, введение натурального возмещения - это плохо для автоюристов, потому что эта мера поставит барьер на пути всякого рода посредников. Необходимо переходить на цивилизованную форму возмещения убытков, связанных с повреждением имущества. Таковой в большинстве развитых стран мира, имеющих мощную и ответственную страховую отрасль, считается предоставление качественных услуг по ремонту и восстановлению поврежденного в результате ДТП имущества. В вологодском филиале нашей компании натуральное возмещение практикуется уже более 10 лет. Мы сотрудничаем с проверенными временем СТОА и дилерскими станциями. Всего по области заключено более 30 партнерских договоров. На сегодняшний день до 35% ТС по ОСАГО мы урегулируем ремонтами и считаем такую тенденцию современной и взаимовыгодной. 
Страхование ОСАГО

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: