Как «Красный Север» строил самолет
Мы продолжаем рассказывать о том, как сложились судьбы героев наших публикаций прошлых лет. И не всегда это были только люди.
Белые птицы
В 20-х годах прошлого столетия вся страна грезила авиацией. И Вологодчина не стала исключением. В «Красном Севере» за 28 марта 1923 года под рубрикой «На усиление Воздушного флота» была опубликована статья «Белые птицы». Начинается она так: «Теперь уже не только в городах, но и в самой глухой деревушке знают про больших белых птиц, на которых летают люди по воздуху. Птицы эти называются аэропланы».
Заканчивалась же заметка призывом жертвовать деньги «на постройку первого в Вологде аэроплана «Красный Север». Деньги принимались в редакционной конторе, и в качестве первоначального взноса газета внесла 1 000 рублей (внушительную по тем временам сумму), из которых 210 - это были личные деньги журналистов.
Почин был подхвачен сотнями людей. Внесли свою лепту и местные предприятия. К началу июля того же года, когда в Советском Союзе была официально объявлена «Неделя воздушного флота» , на специальном счету находилось уже без малого 26 тысяч рублей. Через 10 дней наша газета вновь возвращается к этой теме и не без гордости информирует читателей: «Красный Север» сообщает, что на постройку самолета его имени от разных организаций и частных лиц поступило 69 тысяч 890 рублей 18 копеек и один золотой червонец».
К сожалению, именной «красносеверский» самолет в воздух так и не поднялся. В то время технологии отечественного самолетостроения стремительно менялись, и большинство опытных экземпляров крылатых машин оставалось в единственном «пробном» экземпляре: к концу испытательных полетов выяснялось, что модель уже устарела и требует очередной модификации.
Есть косвенные свидетельства, что часть собранных денег в конце 1924 года была направлена на приобретение очередного многоцелевого самолета «Юнкерс-13», составлявшего тогда основной парк крылатых машин общества «Добролет» - предшественника «Аэрофлота». Эти шестиместные машины, как бы сейчас сказали, были совместной сборки: фюзеляж и мотор - немецкого производства, а часть запчастей - наши, российские. Использовались эти самолеты для перевозки пассажиров на внутренних линиях: Москва - Нижний Новгород и Москва - Тверь - Ленинград.
Другую часть собранных вологжанами средств вложили в начавшееся позднее строительство уже целиком отечественных самолетов - У-2. «Кукурузниками» и «трудягами неба» их назовут уже в послевоенное время, а на заре своего существования это были многофункциональные машины, предназначенные как для перевозки пассажиров, так и небольших партий грузов. Известно, что построенный на «красносеверские» деньги самолет эксплуатировался в Средней Азии, вместе с геологическими партиями совершив несколько полетов в предгорья Памира.
«Юный истребитель»
Вклад редакции и читателей «Красного Севера» в развитие отечественной авиации не ограничивается только событиями 20-х годов прошлого века. В 1931 году журналисты газеты вместе с трудящимися города дважды выходили на субботник по обустройству летного поля на окраине Вологды.
В номере от 27 августа того же года наша газета сообщала: «Целая сеть воздушных линий должна прорезать небо нашего Северного края. В скором времени откроется воздушно-пассажирское сообщение по линии Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск. В Вологде предполагается большое авиационное строительство. В настоящее время за селом Прилуки оборудуется аэродром».
А в военное лихолетье на страницах газеты постоянно появлялись публикации о ходе сбора средств на танковую колонну «Вологодский колхозник», авиаэскадрилью «Героическому Ленинграду» и самолет «Юный истребитель».
Комментарии (0)