Как обезопасить себя от мошенников при поверке счетчиков
В ноябре вступили в силу новые правила поверки счетчиков горячей и холодной воды. И это тот редкий случай, когда платить больше потребителям не придется, скорее наоборот.
На порог не пускать!
Новый ГОСТ предполагает унифицированный подход к процедуре поверки, средствам и условиям ее проведения, периодичности и оформления результатов. Оказывать такие услуги теперь смогут только организации, имеющие на это соответствующую лицензию.
Главная цель нормативного документа - обезопасить население от мошенников. Дело в том, что во многих городах сами ресурсоснабжающие предприятия контролем за состоянием измерительных приборов в домах потребителей не занимаются. Вот и в Вологде МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» поверки счетчиков не проводит (только опломбировку). Поверками занимается несколько специализированных организаций.
Прежде чем пустить к себе на порог человека с «корочками» очередной коммунально-сервисной компании, не поленитесь позвонить в свою управляющую компанию. Кроме того, проверить, имеет ли право проводить поверку та или иная организация, можно на сайте Росаккредитации - fsa.gov.ru.
К местным проверочным структурам нареканий, как правило, не бывает. Основные проблемы жителям доставляют обычно гастролирующие по стране «фирмачи», которые любой ценой стараются убедить граждан в необходимости внеплановых проверок и берут за это двойную или тройную плату. Более того, мошенники нередко не только самовольно срывают пломбы, но и умышленно портят счетчики, чтобы тут же предложить заменить «неисправный» прибор на новый - естественно, за солидные деньги.
Но даже в том случае, если вам попались «совестливые» аферисты, которые действительно сделают поверку, вы все равно останетесь внакладе. Снятые с измерительных приборов данные не заносятся «левыми» фирмами в единую систему «Аршин», и проведенная поверка фактически становится бесполезной.
Горячая или холодная
К сожалению, часть действующих на рынке сомнительных фирм все же смогла получить необходимые аккредитации, поэтому в общении с представителями коммунальных структур эксперты рекомендуют обращать внимание на два важных нюанса. Во-первых, «левые» фирмы обычно просят за поверки счетчиков наличные деньги, тогда как легальные компании выдают квитанцию, оплатить которую можно по безналичному расчету уже после завершения всех работ. Во-вторых, вас должно насторожить, если «коммунальщики» предлагают провести одновременную поверку и «холодного», и «горячего» счетчиков. Дело в том, что до недавнего времени межповерочный период у них был разным. В первом случае это, как правило, - шесть лет, во втором - четыре года. Теперь сроки подравнялись, но крайне редко случается, что эти периоды совпадают.
- Водоканал никогда не навязывает проведения поверки, не разносит предписаний по почтовым ящикам. Вся информация для потребителей указана в платежных документах, в том числе - сроки поверок, порядок действий, телефоны специалистов. Специализированные организации приходят к потребителю для поверки водомеров только после получения заявки на выполнение данной услуги, - поясняет начальник отдела МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Ольга Бондаренко.
На проведение поверки потребителю дается 30 суток после завершения межповерочного срока, поэтому проводить такую процедуру заранее, за полгода, а то и за год, как настаивают представители некоторых недобросовестных фирм, не имеет смысла. Если информация об окончании срока действия поверочного периода в платежках ЖКУ отсутствует, то уточнить ее можно, позвонив в управляющую компанию или посмотрев на сайте региональных подразделений Росаккредитации. Также она должна быть указана в паспорте на ваш измерительный прибор.
Заменят бесплатно
Подчеркнем, что новый ГОСТ применим только для измерительных приборов холодной и горячей воды. Для электросчетчиков еще с июля 2020 года действуют свои правила, кстати, более понятные и менее затратные для граждан.
В многоквартирных жилых домах обязанность по установке и замене приборов учета возложена на гарантирующего поставщика электроэнергии, в нашем регионе это Северная сбытовая компания. В частном секторе это обязанность сетевых организаций (в Вологодской области - Вологдаоблэнерго, Вологодского филиала «Россети Северо-Запад», МУП «Электросеть» Череповца и других).
- В случаях истечения межповерочного интервала мы просто заменяем счетчик на новый, и эта услуга для граждан бесплатная, поэтому необходимости в поверке электросчетчиков у жителей Вологодской области нет, - поясняет руководитель службы корпоративных коммуникаций ООО «ССК» Елена Губина. - При выходе из строя прибора учета жильцам многоквартирных домов необходимо обращаться в Северную сбытовую компанию. Адрес ближайшего клиентского офиса указан в квитанции за электроэнергию. Для установки или замены электросчетчика в частном секторе (жилые дома, дачи, хозпостройки) необходимо обращаться в сетевую организацию, обслуживающую электросети в вашем населенном пункте.
По словам Елены Губиной, информация о сроках поверки электроприборов у поставщика есть, и если с прибором учета все в порядке - нет явных признаков неисправности, сколов, трещин, - то самим гражданам ничего предпринимать не нужно. Просто, как и рекомендовано, продолжайте передавать показания электросчетчика ежемесячно до 25-го числа любым удобным для вас способом.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)