Кичменжанин, влюбленный в крейсер, назвал дочь Авророй

Все мы знаем о крейсере «Аврора», находящемся на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. Крейсер - участник Цусимского сражения в Русско-Японской войне 1904 - 1905 годов, многих морских и океанских походов. А в 1917 году его орудие возвестило о передаче власти в руки народа. Как оказалось, на нем служил и кичменгско-городецкий парень Николай Ордин, которому земляки недавно поставили памятник. 

Служить - так на флоте!

У клуба военных моряков имени вице-адмирала К. Ф. Петряшова Кичменгско-Городецкого района появилась интересная информация: на знаменитом крейсере служил наш земляк Николай Петрович Ордин. Заведующая Верхнеентальской библиотекой Надежда Колосова сообщила, что у местного жителя Юрия Аксеновского действительно есть фотографии моряка с «Авроры». Так клуб получил и снимки, и даже адрес дочери моряка, проживающей в Московской области. Свою дочь Ордин, влюб­ленный в свой корабль, назвал Авророй. С ней завязалась переписка. В Военно-морском архиве Санкт-Петербурга подтвердили: Николай Петрович Ордин - котельный механик крейсера «Аврора», служивший на корабле с 1906 по 1929 год.
Родился он 6 мая 1883 года в деревне Подволочье Езекиевской волости Велико-Устюгской губернии. Закончил три класса церковно-приходской школы Верхней Енталы. В 1905 году Николай Ордин был призван на службу в военно-морской флот. Через год поступил кочегаром на крейсер «Аврора». 
В феврале 1917 года, после прихода к власти Временного правительства, поднявшие бунт матросы убили командира и тяжело ранили старшего офицера. Стали избивать и остальной офицерский состав. Кочегарного кондуктора Ордина выбросили за борт в Неву. Он сумел доплыть до берега, где его вытащили из воды и выходили добрые люди. Николай Петрович вернулся на корабль в июле 
1917-го. Состояние его здоровья ухудшалось, и 8 декабря этого же года он был уволен с корабля и убыл домой в Верхнюю Енталу. Здесь стал поправляться и принял активное участие в новой жизни, поработав в местном сельпо казначеем кредитного товарищества, участвуя в ликвидации неграмотности. С ним была жена Александра Анфиногеновна и дети. Но с мечтой вернуться на флот Ордин не расстался.
1923 год. В стране возрождается военно-морской флот. Крейсер «Аврора» прошел капитальный ремонт. Не хватает кадров - морских специалистов. Ордина приглашают продолжить военную службу на «Авроре». В иностранных портах советские моряки выходили на берег, и жители удивлялись, какие они дисциплинированные: посещают музеи, отличаются особой выправкой, любезны в общении, не пьянствуют и не дебоширят, в отличие от моряков других стран. Сохранились два фото того периода. Одно - из шведского города Бергена, хранящееся у Ю. М. Аксеновского, жителя Верхней Енталы, дальнего родственника Ордина, а второе, которое я переснял в августе 2017 года, находится на крейсере «Аврора». В послужном списке земляка сохранились две аттестационные характеристики. В одной командир «Авроры» Л. А. Поленов записал: «Сила воли развита. Решителен и достаточно энергичен. Проявляет инициативу в порученном ему деле. Сообразительный. Сам дисциплинирован и выдержан, к подчиненным требовательный. Общая теоретически-техническая подготовка слабая, но имеет хороший практический стаж, достаточный для занимаемой должности. С работой справляется хорошо».

Стало стыдно за такую память

В 1929 году Ордин был уволен с крейсера по возрасту и вернулся с семьей в нынешний Кичменгско-Городецкий район. Местная власть вела активную работу по раскулачиванию. Одновременно шел поиск «врагов», к которым могли отнести и бывшего флотского унтер-офицера Николая Ордина. Почувствовав опасность, он с семьей тайно уехал в Кировск Мурманской области. Но разведка органов безопасности определила его местонахождение, и семья снова снялась с места и уехала на юг, в Адыгею. Переезды, неблагоприятный климат и психологическая нагрузка сказались на здоровье жены, и в 1936 году она скончалась. Там и осталась - в чужой земле. Николай Петрович увез детей на родину к родственникам, а сам уехал в город Молотов (ныне - Пермь). Потом, больной и одинокий, вернулся на родину, в деревню Новоселово, где умер в 1946 году в возрасте 63 лет и был похоронен на кладбище Верхней Енталы. Его неприметная могила была возле большой ели, там лежала огромная куча кладбищенского хлама. И однажды нам стало стыдно за такую память. 
После получения из Военно-морского архива Санкт-Петербурга подлинного документа, подтверждающего службу Н. П. Ордина на крейсере «Аврора», в 2016 году было окончательно решено установить памятник земляку на кладбище села Верхняя Ентала. Были приготовлены материалы, но в 2017 году работы не начали из-за бездорожья - путь длиною в 72 километра в дождливое лето оказался непроезжим. 
Но в нынешнем году члены клуба ВМФ Н. А. Жаравин, В. К. Митенев, А. А. Ордин, а также Е. И. Ордин, Ю. М. Аксеновский установили памятник. 30 мая на кладбище села Верхняя Ентала состоялось его торжественное открытие. Аврора Николаевна чуть раньше позвонила и сказала, что в это время она будет с нами. В местной школе прошел урок памяти земляка. 
Наш долг исполнен. Память о моряке легендарного крейсера «Аврора» будет жить в веках! Всем, кто окажется в Санкт-Петербурге: побывайте на крейсере «Аврора», пройдитесь по музейным залам и верхней палубе и вспомните, что по ней когда-то ходил и наш земляк Николай Петрович Ордин, честно  отдавший свой долг служению Родине.
Петр ЛУКИН, село Кичменгский Городок
 
Читатель - газета Земляки

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: