На службе Богу и людям
Среди вологодских священников немногие приняли участие в боях Великой Отечественной. Пастырь Христов не может брать в руки оружие, у него другой путь. Кроме того, большинство тех, кто мог бы стать священником, - учащихся духовных семинарий и академий, прихожан православных храмов - к июню 1941 года уже репрессировали. Вспомним с благодарностью тех людей, которые стали священниками уже после того, как прошли ратный путь.
Бежал на фронт, попал в Церковь
В 1944 году 16-летний паренек Костя Васильев сбежал на фронт - рвался бить немецких захватчиков. Никому не сказав, отправился из деревни Гусевка Сталинградской области, где жила семья, до ближайшей железнодорожной станции. Забрался на крышу вагона товарного поезда - и вперед!
- Военная комендатура сняла меня в Краснодаре, - вспоминал потом несостоявшийся фронтовик. - Дурацкий был у меня характер...
Побег на войну закончился на военном аэродроме Краснодарской высшей школы штурманов. Одели парнишку в форму, поставили на довольствие. Служил Константин прибористом до окончания войны, в 1945-м демобилизовался. Окончил курсы шоферов и поехал на родину, а в 1948 году его призвали на действительную службу.
- Уходил я в армию, - рассказывал он спустя много лет, - уже понимая, кто меня спас: мать моя была верующей, каждый день молилась Богу перед образами. И меня вымолила...
В армии Константин старался при любой возможности побывать в храме, хотя это и было запрещено: у солдата должна быть одна служба - военная. Ему приказы командиров надо исполнять, а не молиться. Помнит Константин, как на велосипеде добирался за несколько километров на обедню. Велосипед сломался, но в часть все-таки удалось не опоздать. Ну а после армейской службы решил служить Богу. Закончил Одесскую духовную семинарию, затем - Ленинградскую духовную академию. В 1960 году молодой священник Константин Васильев был направлен в Вологду и 40 лет служил в Рождество-Богородицком кафедральном соборе, с 1969-го был настоятелем главного храма епархии.
В 90-е годы ХХ века собор поддерживал дружеские контакты с представителями Евангелической церкви земли Северный Рейн - Вестфалия в Германии. О войне и разговоры не шли, естественно: христиане из Германии помогали вологодским христианам продуктами и вещами, вологжане рассказывали германским друзьям о православии, знакомили их с иконописью, духовным опытом Русской Православной Церкви.
Скончался отец Константин Васильев в 2010 году, похоронен у стены Рождество-Богородицкого собора.
«Господи, дай мне крикнуть: «Победа!»
В 80-е годы многие вологжане встречали в центре города в День Победы невысокого человека в полковничьей форме. Иногда он вел за руку девочку с букетом, и все это выглядело довольно картинно: на погонах пожилого офицера сверкают звезды, как и награды на груди; торжественности добавляют праздничные цветы в руках улыбающейся девочки...
Встречные улыбались, поздравляли, а некоторые обращались к нему для того времени необычно:
- Благословите, батюшка! С праздником, отец Серафим!
К слову
Говорят, что за всю войну на Вологду
не упала ни одна авиабомба. Есть легенда,
что немецкие пилоты, подлетая к нашему городу, вдруг переставали видеть - и воздух, и землю покрывала какая-то дымка, не позволявшая ориентироваться в пространстве. Верующие люди считают: это заступничество вологодских святых помогло сохраниться земле, названной Северной Фиваидой. Здесь, в северных лесах, несли молитвенные подвиги около 150 святых: насельники монашеских обителей и приходские священники, уединенные молитвенники и новомученики.
Впрочем, узнать священника в этом бравом воине могли только те, кто не раз встречал его в храме: очень уж непохоже облачение священнослужителя на полковничий мундир.
Несколько лет отец Серафим Сотский был клириком кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде, позднее служил в храме Покрова Богородицы на Торгу. Проповеди произносил всегда с удовольствием: «Вы спрашиваете, кто такие самаряне?
Я вам сейчас объясню...» И объяснял так, что становилось ясно: этот человек знает библейскую историю не только по книгам.
Родители отца Серафима были учеными. «Отец писал историю Осетии, - вспоминал батюшка, - мама была референтом в обществе по распространению политических знаний».
Серафим Зотович Сотский родился в 1920 году и к началу войны закончил военное училище. Воевал артиллеристом на Юго-Западном фронте, был в окружении на Украине, освобождал Харьков, Кавказ.
«Наша дивизия стояла под Харьковом, - писал отец Серафим в своих воспоминаниях. - Зимой 1943 года на Ростовском направлении, под поселком Самбек, наш гвардейский полк стремительным броском атаковал гитлеровцев. Наблюдая вражеские позиции, я составлял схему ориентиров для нашей артиллерии. Расчет по координатам, данный нашей разведкой, позволил точно поражать вражеские огневые точки. При освобождении Ростова-на-Дону мы увидели следы чудовищных зверств фашистов, убивавших мирных жителей. В зимнюю стужу тела их были нагими. В Нижнегниловском гитлеровские головорезы связали живых людей, сложили штабелями и подожгли… В Амвросиевке был цементный завод, превращенный гестаповцами в концлагерь. В боях на реке Миусе я получил тяжелую контузию и санитарной службой был отправлен в полевой госпиталь».
Батюшка вспоминал военные годы: «За ношение нательного крестика могли расстрелять: значит, хочешь быть перебежчиком к немцам. А я молился всегда, часто по-арабски, если рядом был командир: «Прибежище мое и спасение есть Господь и Бог наш Иисус Христос, который побивает злых людей, которые напали на нашу страну. Господи, сохрани меня от этих злых людей, дай мне крикнуть: «Победа!» И когда шел в бой, говорил: «Ба Алла!» - «Боже сохрани!» И всегда чувствовал помощь Божию».
После войны Серафим Зотович окончил Бельмендовскую духовную семинарию в Триполи, Арабский гуманитарный университет Аль-Азгр в Каире, военно-юридическую академию во Владикавказе. Он прекрасно владел арабским языком, а еще знал турецкий и фарси (персидский). Много лет спустя, когда отец Серафим служил в вологодском храме Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу, он рассказывал, что подготовил учебник по Закону Божию на арабском языке для воскресных школ.
К 1955 году полковник юридической службы Серафим Сотский вышел на пенсию как ветеран войск особого риска и в тот же год был рукоположен во священника. Служил в Астрахани, в Воронежской епархии и везде, как он вспоминал, находился под пристальным взором КГБ: «Больше трех месяцев мне не давали оставаться на одном месте. Не давали регистрации, перегоняли с места на место. Толстенное личное дело было заведено. Как с «волчьим билетом» жил. Объехал несколько епархий...»
В последние годы жизни пожилой священник, когда позволяло здоровье, принимал участие в богослужениях храма Святителя Николая на Глинках. Скончался протоиерей Серафим в 2014 году, на 94-м году жизни. Похоронен батюшка на старинном Горбачевском кладбище Вологды близ южной стены храма праведного Лазаря.
Тернистый путь к храму
Протоиерей Василий Чугунов рассказывал, как он в юности возвращался однажды на пароходе на родину, в Тотьму. На том же пароходе был и высокий партийный чиновник - секретарь обкома партии Северного края (вскоре край разделили на Вологодскую и Архангельскую области). Разглядывая прибрежные пейзажи, молодой активный комсомолец Василий обратился к старшему товарищу:
- Смотрите, как много на берегах церквей, этих рассадников мракобесия! Много нам предстоит работы, чтобы очистить нашу жизнь от религиозного дурмана.
Неожиданный ответ секретаря поразил юного борца за светлое будущее человечества:
- Работы предстоит много, но разве вы не видите. как красивы эти церкви? Их строил народ, они много лет украшают наши города и села. Коммунисты должны прежде всего создавать красоту, а не рушить бездумно все, что сделано до них.
Беседа на пароходе запомнилась, и не раз Василий раздумывал над словами секретаря обкома. После окончания с золотой медалью средней школы в родной Тотьме юноша поступил на химический факультет в Московский государственный университет.
- В зачетной книжке Василия Чугунова, - вспоминает его дочь Вера Федорова, - стоит дата последнего экзамена: 26 июня 1941 года...
Выпускник химфака был оставлен в Москве и включен в особый отряд, поддерживавший порядок на улицах осажденной столицы. Служба и опасная, и нервная, пришлось увидеть много такого, о чем вспоминать потом отец Василий категорически не хотел. Может быть, и это подтолкнуло молодого человека чаще задумываться о смысле жизни. Он начал захаживать на богослужения в Елоховский собор. В 1943 году инженера-химика Чугунова направляют наконец на работу по специальности: молодому специалисту доверили руководство газогенераторным цехом Сталиногорского (сейчас это город Новомосковск Тульской области) химического комбината № 100.
- Случилось несчастье: взорвался один из компрессоров, - с болью рассказывает Вера Васильевна об аварии, которая причинила ее отцу тяжкое увечье. - Тяжелая травма ноги, длительное лечение, инвалидность.
Василий Чугунов вернулся на Вологодчину. Наверное, в то время он уже не сомневался, нужны ли людям храмы. Василий Васильевич стал помощником епископа Вологодского Иустина (Мальцева), по его направлению поступил в Московскую семинарию (духовные школы только-только были открыты), позднее окончил и Московскую духовную академию.
В 1955 году В. В. Чугунов был рукоположен во священника. За долгую жизнь служил во многих приходах, но большая часть его пастырского пути прошла в Вологде. Несколько лет он был настоятелем Лазаревского храма, у стен которого его похоронили в 2006 году на 87-м году жизни.
Комментарии (0)