Наш земляк Александр Кацуба четыре месяца вел телерепортажи из воюющей Сирии

В последнее время на телеканале «Россия» нередко можно было увидеть репортажи журналиста Александра Кацубы, где он, порой рискуя жизнью, рассказывал о положении дел в охваченной войной Сирии. Но мало кто знает, что Александр - наш земляк, череповчанин, долгое время он работал в ВГТРК «Вологда», а затем уехал в Москву на телеканал «Россия».
Александр и работавший с ним оператор провели в «горячей точке» целых четыре месяца, с 28 июля до 20 ноября. 116 дней войны. Недавно журналист рассказал нам о командировке в Сирию и о том, что видел там собственными глазами. 
Как говорит наш земляк, когда они собирались в Сирию, руководство сказало, что через два месяца их заменят. Но командировка затянулась. 
Прибыв в Сирию, российские журналисты вскоре полетели на вертолете в  разрушенный боевиками Алеппо. И тут, как вспоминает Александр, они приняли боевое крещение. Где-то метров за 500 до въезда в город перед ними разорвалась мина. Начался обстрел, затем бой, который шел два часа... Срочно было принято решение перевезти журналистов в более безопасное место.
- Конечно, всегда вспоминаются первые дни, - рассказывает Александр. - Поселили нас в полуразрушенной гостинице, где с 
19-го этажа хорошо просматривается весь город. Постоянно слышны звуки летящих снарядов, самодельных бомб, которые боевики делают из пустых газовых баллонов, наполняя их различными железками и гвоздями. Иногда такой заряд может пролететь 800 метров. Боевики выползают из укрытий, пускают снаряд по определенной цели и опять скрываются. В некоторых местах у них очень глубоко прорыты подземные ходы. Причем в основном на этих работах они использовали мирных жителей, а потом безжалостно с ними  расправлялись.
По словам Александра, Алеппо разделен на две части: с одной стороны боевики, с другой - войска Башара Асада. В центре все более-менее спокойно, дети учатся, работает базар, а вот на окраинах идут настоящие бои.   
- Конечно, нам сначала было очень тяжело, потому что мы всегда были в бронежилетах, а ведь у нас  еще и своя аппаратура, а на улице страшная жара, - говорит наш земляк. - И вот в таких условиях мы и делали свои репортажи. Утром снимаем, а вечером или ночью посылаем материал в редакцию.
Нас постоянно охраняли два бойца национальной гвардии - Фади и Абус Ахмет. Вместе с ними мы ездили на передовую. Самое страшное, что мы постоянно чувствовали, что за нами, нашей машиной, нашим передвижением  ведется наблюдение. Мы никогда не видели снайперов, зато они видели нас. 
Как вспоминает Александр Кацуба, именно их съемочная группа телеканала «Россия», первая среди всех аккредитованных журналистов, сделала репортаж об открытии гуманитарного коридора в районе Салох Ад-Дин.  Журналисты добирались к месту, где он был открыт, ночью. 
- Даже сейчас страшно подумать: снимаем, нас обстреливают, воздух пропитан  запахом пороха, - вспоминает тележурналист. - Конечно, вместе с нами работали и иностранные журналисты под эгидой миссии ООН, но я никогда не видел, чтобы они ездили на передовую - из укрытия снимут что-то и уедут.
По словам Александра, особенно больно было видеть, как погибали дети. 
- Всегда, когда к нам прибегали ребятишки, мы старались угостить их чем-то вкусным, - продолжает рассказ журналист. - Ведь многие из них жили очень бедно, и надежда у многих только на помощь нашей страны.
Сейчас Александр уже дома, навестил близких и родных и вновь готов отправиться на передовую. Родную Вологодчину он очень любит - об этом свидетельствуют стихи, написанные им в Сирии, в подвале, под гром канонады: 
Душа моя Вологодчина, 
Дивный край северных фей.
Вот изба стоит у обочины, 
А в саду голосит соловей...
Деревеньки да храмы скоромные, 
Что кресты, что резьба - свой узор.
Люд простой, искушеньем не сломленный, 
Святым словом держит дозор.
Это лишь часть большого стихотворения о нашем крае, которое Александр написал в Сирии. 
В конце беседы он сообщил, что, наверное, вскоре приступит  к написанию книги и, если все получится, планирует издать первый сборник стихов. Я слушал Александра и думал о том, какая у него добрая душа, ведь даже там, в Сирии, видя изнанку страшной войны, он сумел сохранить любовь.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: