Неучтенная рыба региона «уплывает» к перекупщикам?

statics/images/arcticles/112017/15112017x9ffa2670.jpg
Ежегодно в вологодских водоемах вылавливаются тысячи тонн рыбы, но не вся она попадает на столы вологжан.
Фото Игоря Зарембо
Значительное сокращение промысловых уловов рыбы зафиксировано в текущем году в вологодских водоемах. Сами рыбаки связывают это с аномалиями погоды, но есть, похоже, у «недолова» и куда более глубокие причины.

Избирательная ряпушка

В Вытегорском районе на днях завершилась традиционная ряпушковая путина на Онежском озере, и уловы, мягко говоря, не радуют. Как рассказали нам в администрации района, всего с начала года местные промысловики отчитались о 165 тоннах выловленной рыбы. Примерно 90% - это весенняя корюшка, но и ее объемы не покрывают и половины установленной квоты вылова.
Промышленный лов на вологодском участке Онежского озера осуществляют две компании - ООО «Онежский» и ООО «При­онежье». При этом оба рыболовецких предприятия не могут добрать и половины установленной для них совокупной корюшковой квоты как минимум уже три года подряд, а ведь и прошлогоднее лето, и позапрошлогоднее обильными осадками нас не огорчали.
Сохранилась стенограмма предыдущего рыбохозяйственного совета по Онежскому озеру. На нем представители областных властей прямо говорили о том, что ситуация, когда оба предприятия вылавливают менее 50% от плановых показателей, недопустима и вызывает справедливые вопросы контролирующих органов. Было отмечено, что существует большая доля вероятности сокрытия промысловиками реальных объемов улова: сначала бригады обеспечивают рыбой себя, а лишь затем сдают оставшиеся «хвосты» своему нанимателю.
Один из директоров тогда не стал отрицать, что, в принципе, это возможно - на период путины хозяйство нанимает еще и временных рыбаков, и уследить за всеми 20 рыболовецкими звеньями непросто. Другой руководитель помимо климатического фактора попытался оправдаться замыванием устьев рек Андомы и Мегры. Это, мол, препятствует заходу определенных видов рыб в традиционные места нерестилищ и выносу с речной водой питательных веществ в озеро. Совокупность этих причин якобы и ведет к тому, что косяки ряпушки и сига обходят вологодскую часть озера стороной и попадают прямиком в сети ленинградских и карельских рыбаков. 
В эти же регионы традиционно уходит и легальная часть вологодских уловов. Собственного рыбозавода в Вытегре давно уже нет, на местном рынке много свежей корюшки не продашь, а везти ее в Череповец и Вологду и накладно, и долго.

В объятиях перекупщиков

Впрочем, Вытегорский район дает в лучшем случае только пятую часть всей вологодской рыбы. Самое «уловистое» озеро в области - Белое. Но оно же и самое проблемное. Несколько лет назад вашкинские и белозерские рыбаки ожесточенно спорили из-за квот и промысловых участков. После того как в действующее законодательство были внесены изменения и промысловиков обязали иметь на берегу свои перерабатывающие мощности (на практике обычно речь идет о морозильниках), территориальные споры вроде бы прекратились. 
1450 

тонн рыбы выловили промысловики в водоемах Вологодчины в 2016 году.

Сейчас в каждом районе осталось лишь несколько относительно крупных рыболовецких предприятий. Все мелкие артели работают с ними на договорных отношениях или на правах наемных бригад. Но возникла новая проблема - часть свежей рыбы остается неучтенной и сбывается перекупщикам. В основном этим грешат рыбаки-частники, не сумевшие подстроиться под новую схему легального промыслового лова. Но, видимо, есть и исключения. И в Белозерском, и в Вашкинском районах регулярно возникают слухи о таинственных фурах, вывозящих неучтенную рыбу тоннами, а сам масштаб проблемы стал таким, что ею уже всерьез заинтересовались в столице. 
По крайней мере, этим летом проблемы Белого озера обсуждались на прошедшей в Липином Бору встрече общественности района с представителями Клуба деловых людей из Вологодского землячества в Москве. Результатом обсуждения стало письмо в адрес областных властей (его копия есть в редакции «КС») с требованием навести более жесткий порядок с промысловым ловом рыбы. Все это привело к тому, что рыбаки-«нелегалы» стали более осмотрительными. Вот и попытка журналистов «КС» прикинуться залетными бизнесменами, приехавшими в Липин Бор, чтобы прикупить центнер-другой неучтенной рыбы, потерпела провал. Видимо, распознав в нас «чужаков», никто из местных рыбаков на сделку не пошел. Вместе с тем, поговорив с местными жителями, мы всего за 20 минут узнали адреса трех «подпольных» 
пунктов по скупке рыбы. Все они, как правило, оборудованы в лодочных гаражах на берегах впадающей в Белое озеро реки Боровки. Сюда можно подъехать на моторной лодке и незаметно выгрузить свой улов прямо с воды. 

Хвосты на любой вкус

В том, что бизнес по реализации неучтенных «хвостов» действительно процветает, можно судить и по косвенным признакам. Купить свежевыловленную рыбу в магазинах Липина Бора и Белозерска не так-то просто, а вот в «точках» на прилегающих трассах - пожалуйста. И на любой вкус: хоть свежую, хоть копченую, хоть вяленую.
Специалисты поясняют, что, даже зная адреса стихийных рыбоприемных пунктов, бороться с ними непросто, так как их деятельность не имеет четкого законодательного регулирования. Если в уставе организации или ИП обозначена закупочная деятельность, никто не может запретить им закупать судаков, лещей и щук, особо не вдаваясь в подробности, легальная это рыба или неучтенная.
Таких приемщиков, как и владельцев многочисленных ныне уличных «точек» по реализации рыбной продукции, можно привлечь разве что за нарушение правил торговли или санитарии. Поэтому во время рейдов по таким местам (а их контролирующие органы проводят достаточно регулярно) обычно создаются своеобразные межведомственные группы, в которые входят сотрудники полиции, ветеринары и представители региональной рыбоохраны. 
- С 2015 года при губернаторе области действует специально созданная комиссия по незаконному обороту промышленной и продовольственной продукции. Входит в ее перечень и рыба, - поясняет руководитель отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Анастасия Волкова. - Планируется, что на одном из ближайших заседаний комиссии будет заслушан именно «рыбный вопрос» с выработкой  механизма взаимодействия между правоохранительными органами и специалистами контролирующих и ветеринарных структур для пресечения правонарушений в указанной сфере. 

Комментарии

Мераб Степанов, 
начальник отдела продовольственных ресурсов и рыбного хозяйства областного департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов:

- Из-за дождливого лета вода поднялась и затопила берега многих водоемов. Как следствие, рыба не концентрировалась в обычных местах, и рыбаки долгое время даже не могли воспользоваться неводами. Но окончательные итоги промыслового лова подводить пока рано. Самый продуктивный для наших рыбаков месяц - декабрь. И если к тому времени озера покроются прочным льдом, промысловики еще могут частично наверстать допущенное летом отставание от прошлогодних уловов. 

Михаил Борисов, 
ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства им. Берга:

- В водоемах Вологодской области обитает примерно 50 видов рыб, из которых около половины считаются промысловыми. Масса биологических запасов каждого озера колеблется - где-то рыбы становится меньше, где-то больше. Самое проблемное из вологодских озер - действительно Белое. Из-за интенсивной промысловой нагрузки и других факторов количество ценных видов рыб в нем постепенно уменьшается. 

Вместе с тем связывать нынешнее сокращение промыслового вылова рыбы только с браконьерами и «серыми схемами» реализации улова было бы не совсем корректно. Объемы попавшейся в сети рыбы действительно зависят от погоды, состояния экологии и массы других объективных и субъективных факторов.
- Рыбы в вологодских реках и озерах, конечно же, сейчас не так много, как было 100 или 200 лет назад, но ни о каком резком сокращении биозапасов, как это иногда пытаются представить, речи не идет, - заверил нас ихтиолог Алексей Ганин. - У меня есть полные данные по вылову рыбы в вологодской акватории Онежского озера за 40 последних лет. Если нанести их на диаграмму, получается ломаная кривая, которую трудно описать любыми математическими формулами. К примеру, в 1997 году общий вылов составил 270 тонн, в 1998-м - 434, в 1999-м - только 177 тонн, зато в 2003-м - уже 675. И такие взлеты и падения уловов были, есть и, видимо, будут всегда.

Рыбы станет больше?

По такой же «синусоиде» идет и вылов рыбы применительно ко всей Вологодской области. С 2009 по 2012 год наблюдалась четырехлетняя фаза падения, потом начался последовательный рост. В 2014-м в водоемах Вологодчины промысловики выловили 1260 тонн рыбы, в 2015-м - 1287, в прошлом году - 1450 тонн. 
Интересно, что в эти сводные данные не попадает добыча череповецких рыбаков. Дело в том, что Шекснинский плес Рыбинского водохранилища и все водоемы Череповецкого района отнесены к Волжско-Каспийскому рыбохозяйственному бассейну, тогда как остальные районы области входят в Северный промысловый бассейн. В каждом из них сроки и правила рыболовства немного отличаются друг от друга, но динамика лова примерно совпадает - и там, и там за всеми падениями обязательно идут подъемы.
Еще одной проблемой вологодского рыболовства можно считать почти повсеместное закрытие небольших рыбоперерабатывающих заводов в районах. Там же, где они еще сохранились, доля местного сырья сокращается. Руководителям таких заводов куда выгоднее закупить на оптовом рынке партию дешевой морской рыбы и «закатать» ее в консервы, чем возиться с речной и озерной рыбой, уловы которой зачастую непредсказуемы.
Тем не менее среднедушевые объемы потребления рыбы на Вологодчине растут. Прежде всего за счет массовых поставок морских обитателей и аквакультурных видов: карпов и форель теперь уже успешно выращивают сразу в нескольких вологодских муниципалитетах.
Должен со временем принести ощутимую отдачу и заметно активизировавшийся в последние годы процесс зарыбления водоемов ценными породами рыб. В Кубене уже снова появилась нельма, в Сухоне и Ваге - стерлядь. Кстати, буквально на днях новый рыбовыпуск состоялся в Онежском озере. Обживать водоем в два этапа отправились 250 тысяч сеголеток сига. Процесс зарыбления проходил под наблюдением специалистов Вологодского отделения Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства имени Берга. По их словам, уже через несколько лет популяция сига в Онеге может полностью восстановиться. 
Владимир РОМАНОВ, Ольга БУРЧЕВСКАЯ
Ресурсы Рыба

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: