Николай МИШУСТА: Вдохновение и радость новых открытий

В 2008 году заслуженный художник России Николай Иванович Мишуста отметил свой 55-летний юбилей, этому событию посвящена его новая персональная выставка.

По приезде из Украины в Вологду в 1978 году на областных и городских выставках Николай Мишуста заявил о себе как о профессионале в области цветного и чёрно-белого станкового эстампа. В последние десятилетия любимой техникой художника стала монотипия. Именно эта область графики, по мнению автора, позволила ему во всей широте проявить свои профессиональные возможности, раскрыть свою творческую индивидуальность. Как художника ищущего, сегодня его не удовлетворяет результат оттиска, полученный на первом этапе работы. Уникальный метод создания многослойной монотипии, выработанный Николаем Мишустой, сродни методологии живописцев классической школы, создававших свои произведения поэтапно, от эскиза, через подмалёвок к лессировкам. Отсюда та глубина живописного тона, то внутреннее свечение, что поражает нас в работах современного вологодского художника. Если на раннем этапе творчества Николай Мишуста отдавал предпочтение эмоциональным жанрам -пейзажу и натюрморту, сегодня он активно работает с исторической тематикой: библейскими, евангельскими и мифологическими сюжетами. Следует отметить, что уже в первые годы освоения монотипии в решении композиционных, а часто и колористических задач своих произведений, художник ориентировался на классические образцы. Ему не чужды характерные для современного искусства образные ссылки на культурные традиции других эпох. Но как бы глубоко художник ни заглядывал в историю, в его работах всё равно присутствует ощущение сегодняшнего дня. Это прослежива- ется и в особой интимности пейзажных мотивов, посвящённых вологодской земле, и одухотворённое, трепетное отношение к святыням православной культуры. Именно эти тенденции, получившие развитие в художественной практике Николая Мишусты последнего десятилетия ХХ века, сформировали современное творческое лицо этого автора. Его произведения последних лет, обращённые к историко-литературной тематике, обладают продуманностью и серьёзностью «картинного» подхода к решению каждой отдельно взятой темы. Так, обращаясь в произведениях к кульминационным, полным драматизма моментам в земной жизни Христа («Поцелуй Иуды», «Тайная вечеря»), художник ориентирует нашу память к европейскому искусству ХVII столетия. Выбирая большой формат листов, подавая героев крупным планом, он уже тем самым подчёркивает не только значимость изображённых событий, но и находит в этих сюжетах своеобразную перекличку с духовными исканиями своих современников («Неверие Фомы», «Искушение»). Не только религиозные и мифологические жанры интересуют сегодня Николая Мишусту. Он по-своему разрабатывает литературную и историко-бытовую тематику, так же успешно продолжает работать в жанрах пейзажа и натюрморта. Но, пожалуй, самой важной чертой этой выставки является обращение автора к новым для него пластическим поискам. Погружение художника в культурное наследие разных эпох позволило ему по-новому взглянуть на арсенал используемых им средств и раздвинуть их привычные рамки. Так, вполне логично, на мой взгляд, присутствие в последних ра- ботах Николая Мишусты элементов традиционной декоративной стилистики искусства Ближнего Востока. В живописной трактовке отдельных библейских сцен или древнегреческих мифов («Пир Ирода», «Похищение Деяниры») мы найдём образы-типы, заставляющие вспомнить искусство изразцов и мозаики древнего Вавилона. Столь же многообещающа в творчестве современного ху- дожника стилистическая интерпретация любимых сюжетов эпохи Раннего Возрождения: «Благовещение», «Поклонение волхвов» или « Святой Георгий». Новая выставка произведений Николая Мишусты будет во многом интересна для его поклонников.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: