Новый учебник истории станет увесистым и интерактивным
1 сентября школьники России начнут учиться по единому учебнику истории. Рассказываем, в чем его особенности, зачем он был издан и какого эффекта от этого нововведения ожидает государство.
- Когда я начинал свою профессиональную деятельность школьным учителем истории в 1992 году, на учебнике черным жирным шрифтом было написано, что он издан на средства фонда Сороса, - вспоминает ректор ВоГУ, председатель Общественной палаты Вологодской области Вячеслав Приятелев. - Это подавалось как достижение, как поддержка нашего образования со стороны демократических стран. Нас, преподавателей, волновало содержание этого учебника, в котором предлагался отказ от всего, что было предметом нашей национальной гордости, основой нашего патриотизма. Я не смог адаптировать свой учебный курс под это пособие и вел уроки по учебнику досоровского периода.
Единый учебник охватывает историю России от 1914 года до наших дней и предназначен для 10-11 классов. Через год планируется появление единых учебников для школьников с 5-го класса по 9-й. По словам одного из его авторов, Владимира Мединского, новый учебник весьма объемный - 448 страниц - и смакетирован плотно: на страницу текста в нем гораздо больше информации, чем было раньше. Однако это не значит, что создатели учебного пособия вернулись к традициям прошлых лет, когда школьные книги представляли собой плотные столбцы текста с заданиями в конце. Информация в нем дополнена большим количеством иллюстраций, текстами источников, вопросами и заданиями, а еще - QR-кодами, ведущими на архивы с документами, на фильмы и книги, которые помогут старшеклассникам в самостоятельной подготовке к урокам и получении дополнительной информации по теме. Создание единого учебника стало ответом на многочисленные вопросы учителей и родителей школьников, которым было непросто ориентироваться в обилии учебных пособий различных авторов и издательств, сообщил федеральным СМИ Мединский.
- История - сложный предмет. Она не дает однозначных ответов, всегда будут разные точки зрения на те или иные события. Но мы не имеем морального права предлагать учебники, в которых унижалось бы наше национальное достоинство и формировалось чувство вины за нашу принадлежность к русскому народу, - считает Вячеслав Приятелев.
По его мнению, запрос на такой учебник в обществе назрел давно.
- Недавно я вел экскурсию по Вологде для молодежи и испытал чувство огромного удовлетворения, когда видел восторг и восхищение фактами нашей истории разных эпох, - рассказывает Вячеслав Викторович. - У любого человека есть потребность любить и уважать свою Отчизну.
При этом, по данным источников, изучивших новый учебник, речь не идет о лакировании действительности и подтасовке фактов. В него включены события, которые раньше были засекречены, например, забастовка рабочих в Новочеркасске, при подавлении которой было много убитых и раненых, зачинщики протеста получили высшую меру и были реабилитированы лишь в 90-е годы. Дефицит товаров, причины недовольства советских граждан условиями жизни - все это описано без прикрас. Распад СССР получил негативную оценку, а прежде было принято хвалить эпоху Горбачева, умалчивая о том, что именно в этот период произошла утрата сильной позиции, завоеванной страной после Великой Отечественной войны, на международной арене. Рассказано о резком сокращении финансирования научных разработок наших ученых и «утечке мозгов» за рубеж.
Особенное внимание общественности вызовет изложение авторами учебника событий российской истории XXI века: присоединение Крыма, коронавирус, санкции и другие процессы, сильно изменившие политику страны. Завершается учебник сведениями о специальной военной операции. В параграфе об этом есть рассказы о подвигах наиболее отличившихся бойцов и их командиров.
Доктор исторических наук, профессор Василий Саблин напомнил, что у единого подхода много противников, но сам учебник лишь навигатор по обилию информации по истории ХХ века, он не отменяет разнообразие методик преподавания, которые зависят лишь от творческого подхода каждого конкретного учителя. Кроме того, впервые синхронизировано содержание учебников по российской и всеобщей истории. Сильной стороной нового учебника профессор считает смещение ракурса: если ранее изучение истории двадцатого столетия было европоцентрично, то сейчас внимание уделено индокитайскому, африканскому и другим акцентам.
«Мы преодолели этот недостаток [европоцентричность], причем все учителя очень поддержали нас. Теперь в учебнике много рассказывается о Китае, Индии, Японии. Даже впервые присутствует Африканский континент, особенно в учебнике для 11-го класса. Появились разделы о Латинской Америке. Значительно усовершенствованы разделы культуры и науки в мире», - цитирует ИА «Вологда Регион» Александра Чубарьяна, академика, соавтора единого учебника истории.
- Учебник пытается предупредить фальсификации и отрицание достижений советской эпохи на ниве создания сильной державы, - говорит Василий Саблин. - Современного человека волнуют события недавнего прошлого, он отказывается от культа стяжательства, ему нужен духовный стержень. У нынешних учеников 10-11 классов - здравый подход, позволяющий оценить преподносимую информацию с точки зрения доказательности, достоверности и объективности. Общество, на мой взгляд, хочет знать правду о своей стране, какой бы она ни была.
Страница нового учебника о культурной жизни в доперестроечный период.
В тему
Член научного совета РВИО и авторского коллектива единого госучебника по истории Юрий Никифоров дал ответ критикам относительно содержания книги. По его мнению, высказывания критиков касаются главным образом неприятия самой концепции учебника, а вот опровергнуть факты они не могут.
«Опыт внедрения «вариативности» в преподавании истории в 1990 - начале 2000-х гг. показывает, что она запускает процесс раздробления единого культурно-образовательного пространства России. Развал единого образовательного пространства -
одна из технологий по развалу страны», - пишет Никифоров.
Если же говорить о конкретных претензиях критиков, то автор приводит такой пример. «Враньем» названа цитата: «В начале XXI века ситуацию (в России. - Прим. ред.) удалось стабилизировать и значительно укрепить вертикаль власти». Но разве вертикаль власти не была укреплена? Или «стабилизации» не было?
«Нет, оказывается, он (критик. - Прим. ред.) возмущен тем, что во всех этих позитивных процессах умалчивается роль наших «геополитических конкурентов» - а именно им, оказывается, граждане России должны быть за это благодарны», - комментирует Никифоров.
Похожий пример - заявление о том, что в России после Великой Отечественной войны «сажали всех, кто по глупости или в силу тоски по Родине возвращался из плена», а в учебнике об этом не сказано. Никифоров приводит реальную цифру: 1,8 миллиона военнопленных вернулось в СССР, а репрессировано было 233,4 тысячи человек. Цифра велика, но это явно не «все».
Комментарии (0)