Получение полиса ОСАГО не отменяет техосмотра?

statics/images/arcticles/062021/23062021xbdaad686.jpg
Даже когда техосмотр станет добровольным, законодатели планируют разрешить страховым взыскивать с клиентов сумму ущерба, если машина виновника была неисправна и не имела карты ТО.
Фото из архива газеты «Красный Север»

На минувшей неделе Госдума приняла закон, по которому автомобилистам для получения полиса ОСАГО больше не нужно предъявлять диагностическую карту. Это нововведение вступит в силу с 22 августа нынешнего года. Впрочем, самого прохождения техосмотра никто не отменял. Эксперты отмечают, что послабления будут действовать недолго, и уже в начале следующего года за отсутствие ТО автомобилистов будут ждать серьезные штрафы. 

Раскрутили гайки

Для рядовых автомобилистов, казалось, ничто не предвещало каких-то послаблений в плане прохождения техосмотра. Более того, в последнее время в этом направлении шло самое настоящее закручивание гаек. Для борьбы с нелегальной продажей диагностических карт еще с 1 марта нынешнего года были запланированы серьезные ужесточения правил прохождения техосмотра. Согласно им процедура должна сопровождаться обязательной фотофиксацией автомобиля при заезде и выезде со станции ТО. Снимки необходимо заносить в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра - ЕАИСТО, на них должна быть видна передняя часть машины, где можно распознать марку, цвет и регистрационный знак. Также система должна была включать данные о координатах автомобиля на момент техосмотра, о дате, а также о времени начала и окончания его проведения. 

При этом операторы ТО сетовали на то, что в переоснащение каждого пункта требовалось вложить по нескольку миллионов рублей, а для съемки можно использовать только одобренное Росстандартом оборудование. В последних числах февраля к единой автоматизированной системе по всей стране было подключено всего лишь порядка тысячи из пяти тысяч операторов. 

В результате за несколько дней до вступления изменений в силу глава Правительства РФ Михаил Мишустин продлил действующий порядок проведения техосмотра автомобилей до 1 октября. Впрочем, за прошедшее время ситуация с количеством пунктов не улучшилась, а в некоторых регионах, по информации Российского союза автостраховщиков, даже стала ухудшаться. Поэтому к 1 октября вполне могло случиться так, что пунктов ТО снова на всех автолюбителей не хватит. 

Добровольный техосмотр?

Эксперты отмечают: отвязав техосмотр от ОСАГО, депутаты, по сути, сделали его для владельцев легковых авто фактически добровольным. Исключение составляют те автовладельцы, автомобилям которых исполнилось четыре года, а ОСАГО надо приобрести до 22 августа. Им пройти техосмотр все-таки придется. Обязательным остается ТО и для такси, автобусов, грузовой и специальной техники. В случае отсутствия техосмотра для их владельцев, как пояснили «Красному Северу» в Управлении ГИБДД России по Вологодской области, продолжают действовать штрафы.

В тему

По информации УГИБДД России по Вологодской 
области, в 2020 году на территории Вологодчины было зарегистрировано 62 ДТП с участием авто, имеющих технические неисправности, в результате которых пятеро человек погибли и 85 получили травмы различной степени тяжести. За 1-й квартал 2021 года по этой причине произошло 21 ДТП, девять человек погибли и 49 получили травмы. Для сравнения: за первые три месяца 2020-го - 13 ДТП, двое погибших и 20 травмированных.

Что же касается всех остальных автовладельцев, то при наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО до 22 августа проходить ТО не требуется, поскольку срок действия карт продлен до 1 октября минимум. А после 22 августа при покупке полиса ОСАГО проверять диагностические карты не будут.

- Эти законодательные нововведения дают возможность упростить ситуацию для автолюбителей. Требования к станциям ТО ужесточились, и многие из них, думаю, им не соответствуют. Возможно, что отмена привязки техосмотра к ОСАГО сыграет роль стабилизирующего фактора, - рассуждает генеральный директор ООО «Авто Дом Вологда» Николай Голубцов. - Что касается пунктов ТО, то число клиентов у них заметно снизится. И это время будет для них сложным. 

Впрочем, выпадающие доходы, вероятнее всего, станции ТО смогут возместить уже в начале будущего года. Дело в том, что с 1 марта 2022-го вступают в силу изменения в Кодекс административных правонарушений, предусматривающие штраф за отсутствие техосмотра в размере двух тысяч рублей. Взымать его можно будет раз в сутки. То есть, если автолюбитель не прошел техосмотр, то его можно оштрафовать и сегодня, и завтра, и послезавтра, и в другие дни. И каждый раз - на две тысячи рублей. Проверять наличие карты планируется и с помощью специальных дорожных камер.

Получается, что автовладельцу гораздо выгоднее заплатить 600 рублей и пройти техосмотр, чем каждый день рисковать нарваться на крупный штраф. 

Комментарий

Антон ХОЛОДОВ, 
председатель Федерации автомобилистов Вологодской области, депутат ЗСО:

- На мой взгляд, цель здесь одна - сделать ОСАГО доступным. По закону полис ОСАГО - это публичный договор, и купить его должна быть возможность у любого автомобилиста вне зависимости от состояния транспортного средства. Сейчас же действует внешний ограничитель - привязка к состоянию автомобиля.  Кстати, если говорить о мировой практике, то таких ограничений нет нигде, кроме России.
Есть и еще одна, менее очевидная цель принятия этого закона. Правда, о ней вслух говорить не принято. Это прикрытие нелегального бизнеса. Сейчас, чтобы получить диагностическую карту, вовсе не обязательно приводить автомобиль 
в порядок, как это было раньше. Техосмотры получают за деньги, при этом машину осматривает далеко не каждый.
В реальности проходили техосмотр 
по всем правилам единицы автомобилистов. Если посмотреть на автомобили, которые ездят по городу, то как минимум четверть не сможет пройти техосмотра. Поэтому люди и покупали диагностические карты. Был спрос - были и предложения. Плюс у нас явный недостаток станций техобслуживания, отвечающих требованиям закона.
Что касается частых изменений правил, то тут для меня ответ очевиден: Россия пытается найти идеальные условия, выработать четкие правила, которые будут как защищать права автовладельцев, так и налагать на них разумную ответственность.

Правда, «наверстать упущенное» смогут только те станции ТО, которые доживут до этого времени. И в том случае, если в отношении техосмотра снова не придумают чего-то нового. Например, начальник ГИБДД России Михаил Черников на днях сообщил о том, что МВД подготовило предложения в Правительство РФ сделать процедуру прохождения техосмотра для личных легковых автомобилей не обязательной, а добровольной.

По его словам, ответственные водители сами заинтересованы в исправности своего автомобиля, поэтому должны проходить техосмотр добровольно.

Полис станет дешевле?

Те, кто не пройдет техосмотр с 22 августа до 1 марта, могут столкнуться еще с одним нюансом. Если владелец легковушки, у которого нет диагностической карты, совершит ДТП по причине неисправности автомобиля, то в этом случае страховая компания, заплатив пострадавшим, выставит регресс в полном объеме своему клиенту. 

Между тем президент Российского союза страховщиков Игорь Юргенс полагает, что отвязка «автогражданки» от техосмотра в ряде случаев может даже удешевить полис ОСАГО. Однако с этим согласны далеко не все представители страхового бизнеса.

- На стоимость полиса влияет множество факторов. Предположим, снизить цену может какая-то крупная страховая компания для последующего захвата рынка. Или компании снижают стоимость страховки для того, чтобы удержать дисциплинированных водителей, которые ездят без аварий. С привязкой техосмотра к ОСАГО это не связано, - пояснил нам представитель одной из ведущих страховых компаний Вологды. - Нам необходимо воспитывать в водителях культуру, что они управляют транспортным средством, которое является объектом повышенной опасности на дороге. Поэтому авто­владельцам важно за относительно небольшие деньги проходить техосмотр для того, чтобы уберечь себя и окружающих от возможных дорожных происшествий. 

ОСАГО Техосмотр

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: