Получение полиса ОСАГО не отменяет техосмотра?
На минувшей неделе Госдума приняла закон, по которому автомобилистам для получения полиса ОСАГО больше не нужно предъявлять диагностическую карту. Это нововведение вступит в силу с 22 августа нынешнего года. Впрочем, самого прохождения техосмотра никто не отменял. Эксперты отмечают, что послабления будут действовать недолго, и уже в начале следующего года за отсутствие ТО автомобилистов будут ждать серьезные штрафы.
Раскрутили гайки
Для рядовых автомобилистов, казалось, ничто не предвещало каких-то послаблений в плане прохождения техосмотра. Более того, в последнее время в этом направлении шло самое настоящее закручивание гаек. Для борьбы с нелегальной продажей диагностических карт еще с 1 марта нынешнего года были запланированы серьезные ужесточения правил прохождения техосмотра. Согласно им процедура должна сопровождаться обязательной фотофиксацией автомобиля при заезде и выезде со станции ТО. Снимки необходимо заносить в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра - ЕАИСТО, на них должна быть видна передняя часть машины, где можно распознать марку, цвет и регистрационный знак. Также система должна была включать данные о координатах автомобиля на момент техосмотра, о дате, а также о времени начала и окончания его проведения.
При этом операторы ТО сетовали на то, что в переоснащение каждого пункта требовалось вложить по нескольку миллионов рублей, а для съемки можно использовать только одобренное Росстандартом оборудование. В последних числах февраля к единой автоматизированной системе по всей стране было подключено всего лишь порядка тысячи из пяти тысяч операторов.
В результате за несколько дней до вступления изменений в силу глава Правительства РФ Михаил Мишустин продлил действующий порядок проведения техосмотра автомобилей до 1 октября. Впрочем, за прошедшее время ситуация с количеством пунктов не улучшилась, а в некоторых регионах, по информации Российского союза автостраховщиков, даже стала ухудшаться. Поэтому к 1 октября вполне могло случиться так, что пунктов ТО снова на всех автолюбителей не хватит.
Добровольный техосмотр?
Эксперты отмечают: отвязав техосмотр от ОСАГО, депутаты, по сути, сделали его для владельцев легковых авто фактически добровольным. Исключение составляют те автовладельцы, автомобилям которых исполнилось четыре года, а ОСАГО надо приобрести до 22 августа. Им пройти техосмотр все-таки придется. Обязательным остается ТО и для такси, автобусов, грузовой и специальной техники. В случае отсутствия техосмотра для их владельцев, как пояснили «Красному Северу» в Управлении ГИБДД России по Вологодской области, продолжают действовать штрафы.
В тему
По информации УГИБДД России по Вологодской
области, в 2020 году на территории Вологодчины было зарегистрировано 62 ДТП с участием авто, имеющих технические неисправности, в результате которых пятеро человек погибли и 85 получили травмы различной степени тяжести. За 1-й квартал 2021 года по этой причине произошло 21 ДТП, девять человек погибли и 49 получили травмы. Для сравнения: за первые три месяца 2020-го - 13 ДТП, двое погибших и 20 травмированных.
Что же касается всех остальных автовладельцев, то при наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО до 22 августа проходить ТО не требуется, поскольку срок действия карт продлен до 1 октября минимум. А после 22 августа при покупке полиса ОСАГО проверять диагностические карты не будут.
- Эти законодательные нововведения дают возможность упростить ситуацию для автолюбителей. Требования к станциям ТО ужесточились, и многие из них, думаю, им не соответствуют. Возможно, что отмена привязки техосмотра к ОСАГО сыграет роль стабилизирующего фактора, - рассуждает генеральный директор ООО «Авто Дом Вологда» Николай Голубцов. - Что касается пунктов ТО, то число клиентов у них заметно снизится. И это время будет для них сложным.
Впрочем, выпадающие доходы, вероятнее всего, станции ТО смогут возместить уже в начале будущего года. Дело в том, что с 1 марта 2022-го вступают в силу изменения в Кодекс административных правонарушений, предусматривающие штраф за отсутствие техосмотра в размере двух тысяч рублей. Взымать его можно будет раз в сутки. То есть, если автолюбитель не прошел техосмотр, то его можно оштрафовать и сегодня, и завтра, и послезавтра, и в другие дни. И каждый раз - на две тысячи рублей. Проверять наличие карты планируется и с помощью специальных дорожных камер.
Получается, что автовладельцу гораздо выгоднее заплатить 600 рублей и пройти техосмотр, чем каждый день рисковать нарваться на крупный штраф.
Комментарий
Антон ХОЛОДОВ,
председатель Федерации автомобилистов Вологодской области, депутат ЗСО:
- На мой взгляд, цель здесь одна - сделать ОСАГО доступным. По закону полис ОСАГО - это публичный договор, и купить его должна быть возможность у любого автомобилиста вне зависимости от состояния транспортного средства. Сейчас же действует внешний ограничитель - привязка к состоянию автомобиля. Кстати, если говорить о мировой практике, то таких ограничений нет нигде, кроме России.
Есть и еще одна, менее очевидная цель принятия этого закона. Правда, о ней вслух говорить не принято. Это прикрытие нелегального бизнеса. Сейчас, чтобы получить диагностическую карту, вовсе не обязательно приводить автомобиль
в порядок, как это было раньше. Техосмотры получают за деньги, при этом машину осматривает далеко не каждый.
В реальности проходили техосмотр
по всем правилам единицы автомобилистов. Если посмотреть на автомобили, которые ездят по городу, то как минимум четверть не сможет пройти техосмотра. Поэтому люди и покупали диагностические карты. Был спрос - были и предложения. Плюс у нас явный недостаток станций техобслуживания, отвечающих требованиям закона.
Что касается частых изменений правил, то тут для меня ответ очевиден: Россия пытается найти идеальные условия, выработать четкие правила, которые будут как защищать права автовладельцев, так и налагать на них разумную ответственность.
Правда, «наверстать упущенное» смогут только те станции ТО, которые доживут до этого времени. И в том случае, если в отношении техосмотра снова не придумают чего-то нового. Например, начальник ГИБДД России Михаил Черников на днях сообщил о том, что МВД подготовило предложения в Правительство РФ сделать процедуру прохождения техосмотра для личных легковых автомобилей не обязательной, а добровольной.
По его словам, ответственные водители сами заинтересованы в исправности своего автомобиля, поэтому должны проходить техосмотр добровольно.
Полис станет дешевле?
Те, кто не пройдет техосмотр с 22 августа до 1 марта, могут столкнуться еще с одним нюансом. Если владелец легковушки, у которого нет диагностической карты, совершит ДТП по причине неисправности автомобиля, то в этом случае страховая компания, заплатив пострадавшим, выставит регресс в полном объеме своему клиенту.
Между тем президент Российского союза страховщиков Игорь Юргенс полагает, что отвязка «автогражданки» от техосмотра в ряде случаев может даже удешевить полис ОСАГО. Однако с этим согласны далеко не все представители страхового бизнеса.
- На стоимость полиса влияет множество факторов. Предположим, снизить цену может какая-то крупная страховая компания для последующего захвата рынка. Или компании снижают стоимость страховки для того, чтобы удержать дисциплинированных водителей, которые ездят без аварий. С привязкой техосмотра к ОСАГО это не связано, - пояснил нам представитель одной из ведущих страховых компаний Вологды. - Нам необходимо воспитывать в водителях культуру, что они управляют транспортным средством, которое является объектом повышенной опасности на дороге. Поэтому автовладельцам важно за относительно небольшие деньги проходить техосмотр для того, чтобы уберечь себя и окружающих от возможных дорожных происшествий.
Комментарии (0)