Потерявшиеся под Вологдой бетонные доярки нашлись в соседнем районе

statics/images/arcticles/062019/26062019xdd50fe33.jpg
Так выглядит отреставрированная композиция на новом месте у дорожного кольца на Грязовец, где со временем может появиться музей советских скульптур.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/062019/26062019x7471da76.jpg
От скульптур на самой трассе остались только постаменты.
- Куда исчезли придорожные скульптуры советской эпохи, много лет возвышавшиеся на постаментах у Сосновки и деревни Сокольниково? - с таким вопросом обратились в редакцию нашей газеты жители Вологодского района. После непродолжительных поисков нам удалось найти «потеряшек» неподалеку от Грязовца, причем сама история их переезда оказалась весьма интересной. 

С приветом из прошлого

Считается, что большинство придорожных скульптур, призванных возвеличивать труд колхозников и пропагандировать советский массовый спорт, появилось на территории нашей области в 60-е и 70-е годы, когда на Вологодчине шло активное строительство новых животноводческих комплексов и расширялись тогда еще немногочисленные асфальтированные магистрали. 
Скрепленные металлической арматурой бетонные доярки и девушки с веслом штамповались тогда десятками, а то и сотнями экземпляров сразу на нескольких заводах Советского Союза. Поэтому фактически это не скульптуры, а малые архитектурные формы без автора (скульпторы обычно создавали только типовые формы серийного проекта, которые впоследствии неоднократно дорабатывались и видоизменялись), а зачастую и без какого-либо идентификационного номера. 
Не представлявшие особой культурной ценности, не включались они и в перечень памятников архитектуры. Вместе с тем такие скульптуры - часть нашей общей истории, а для многих вологжан еще и своеобразная ностальгия по беззаботному пионерскому детству и комсомольской юности. Тем более что Вологодская область едва ли не единственная на Северо-Западе, где, пусть и в сильно изношенном состоянии, удалось сохранить большинство таких малых форм. Неудивительно, что их исчезновение с привычных мест не осталось незамеченным.
Как оказалось, по согласованию с представителями Упрдор «Холмогоры» (а именно эта структура обслуживает дороги федерального значения, проходящие по территории Вологодской области) скульптуры на новое место перевез предприниматель Владимир Красулин, владеющий бизнесом, связанным с развитием придорожной инфраструктуры. Он же выделил средства и на реставрацию малых архитектурных форм, большинство которых к моменту «переезда» находилось в плачевном состоянии. 
Сейчас на кольцевой развязке по направлению к Грязовцу можно увидеть пять обновленных скульптур, свезенных сюда из разных районов области. Они находятся в непосредственной близости от придорожного кафе, но, по нашей информации, размещены на землях, которые входят в полосу отвода федеральной трассы. 
Подойти к скульптурам можно свободно. По крайней мере, во время нашего выезда на место рядом с отреставрированными бетонными доярками увлеченно фотографировались сразу несколько автолюбителей. Здесь же неподалеку находится и памятник вологодским автомобилистам, а у соседней заправки разместился еще один интересный объект - совсем не похожая на киношный прототип, но все же узнаваемая «Королева бензоколонки» на роликовых коньках. 
- Есть идея создать в Грязовецком районе музей советской скульптуры под открытым небом, - пояснил нам сам Владимир Красулин. - Но для этого нужны не только экспонаты, но и подробная информация о них. Мы обращались на кафедру архитектуры Вологодского госуниверситета, но там ответили, что никакими сведениями о времени и обстоятельствах появления в области таких малых форм они не располагают. Посоветовали обратиться в архивы. Если через газету удастся найти какую-либо информацию - буду вам очень признателен.
Вопрос, кто был инициатором «переезда» скульптур на новое место - он сам или все-таки дорожники, - Владимир Евгеньевич оставил без ответа. Лишь добавил, что окончательная концепция будущего музея не определена: возможно, в свободном доступе и под открытым небом разместятся не только отреставрированные придорожные скульптуры, но и другие артефакты советской эпохи.

Трасса расширяется

По словам представителей Упрдор «Холмогоры», переезд скульптур на новое место и их реставрация стали настоящим спасением для бетонных доярок и колхозниц. За время, пока такие малые формы считались бесхозными, они сильно обветшали и из-за активно ведущихся сейчас работ по расширению дорожного полотна могли были быть просто демонтированы. Теперь же они действительно останутся частью нашей истории, пусть и на новом месте.
А вот мнение жителей населенных пунктов, рядом с которыми до недавнего времени стояли такие скульптуры, не столь однозначное. 
- Скульптурную композицию где-то месяц назад забрали, - говорит Василий Цветков из Сокольникова, за участком которого несколько десятилетий и простояли две бетонные доярки. - Я потом специально узнавал: они собственность дорожников, а значит, они могут распоряжаться ими по своему усмотрению, тем более что ни постамента, ни самого нашего придорожного дома скоро не будет. Они попали в полосу расширяющейся федеральной дороги.
К переезду готовится и семья Екатерины Жолуд, на пригорке у дома которой в поселке Сосновка стояла фигура бетонной колхозницы с лопатой.
- По документам, которые показывали дорожники, на месте нашего участка будет новый заезд в поселок, - поясняет Екатерина Дмитриевна. - Сам дом - 1961 года постройки. Примерно в то время и статуя появилась. На ней местные ребятишки виснуть любили. Да так, что бетонная лопата у колхозницы со временем отвалилась. Саму скульптуру потом подкрашивали, но не ремонтировали. Говорите, восстановили ее под Грязовцем?! Что ж, пусть там теперь стоит. 
Поделился своим мнением по поводу переезда скульптур на новое место и водитель Алексей Семенов, который, по его словам, уже 30 лет практически ежедневно ездит по прилегающему к Сосновке участку трассы. 
- С одной стороны, конечно, жалко, что и колхозницу, и двух бетонных доярок от нас забрали, все-таки столько лет вместе с ними провели, чуть ли не за местных жителей их считали, - говорит Алексей. - Но сколько бы они еще тут простояли с трещинами - год, два, максимум три… А теперь вроде как и переехали от нас, но недалеко. Еду недавно по новомосковской трассе - стоят, родимые. Снова крепкие, чистенькие, свежепокрашенные! Я от нахлынувших чувств едва не прослезился.

По следам сохатого

Добавим, что это уже не первый случай, когда придорожные скульп­туры в нашей области переезжают на новое место. В прошлом году дислокацию сменил здоровенный лось, считавшийся в последнее десятилетие едва ли не главным молодежным талисманом Кирилловского района: к придорожной скульптуре на трассе Вологда - Медвежьегорск чуть ли не в обязательном порядке подъезжали свадебные кортежи, чтобы новоиспеченные жених и невеста могли повязать на рога сохатому разноцветные ленточки.
За долгие годы, что скульптура простояла у трассы, дорога перешла из региональной собственности в федеральную и пережила несколько модернизаций. Последняя из них, с расширением полотна и обочин, привела к тому, что подъезд к скульптуре уже не вписывался в стандарты безопасности. 
На повороте в сторону Кириллова не осталось места автостоянке и уж тем более подхода к малой архитектурной форме. По согласованию с администрацией Кирилловского района, которая изначально обозначила свою позицию, что скульптура должна быть сохранена, выход был найден путем перемещения лося ближе к райцентру. Необходимую технику для перевозки массивной скульптуры и ее установки на новом месте выделили тогда балансодержатели федеральной трассы и компания-подрядчик - фирма «ВАД». Правда, к тому времени старый бетон сильно потрескался, и при демонтаже часть лося обвалилась, так что придорожного зверя пришлось восстанавливать заново.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: