Простые краски северных широт

statics/images/arcticles/062022/22062022xa5c743a1.jpg
Кирилло-Белозерский монастырь и сам владеет хорошей коллекцией прялок.
Фото Ольги Ильинской

Уникальную выставку прялок Северной Двины откроют 25 июня в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Более 600 экспонатов из разных музеев страны и коллекционных собраний разместят на четырех площадках федерального музея.

Как рассказал генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов, посетители выставки увидят прялки XIX-XX веков сразу в нескольких экспозиционных пространствах: в залах Народного дома, подклете Трапезной палаты, открытом фонде хранения дерева и народных тканей, расположенном в Белозерской башне, а также в подклете Трапезной палаты Ферапонтова монастыря.

Участниками выставки станут девять государственных музеев Вологодской и Архангельской областей, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН и восемь частных собраний Российской Федерации.

Всего планируется показать около 600 произведений северодвинских мастеров-прялочников на примере пермогорских, ракульских, борецких, пучужских, тоемских, важских, уфтюжских изделий конца XIX - первой половины XX века. 

- Особый интерес вызовут подписные прялки, - считает Михаил Николаевич. - Показ работ планируется сопровождать документальными материалами о мастерах. Это наиболее полно позволит раскрыть историю яркого и самобытного народного промысла региона Северной Двины, по праву являющегося культурным наследием Российской Федерации.

Также он рассказал, что на выставке будут представлены прялки не только с территории Северной Двины, но и ее притоков: дело в том, что площадь, на которой создавались все эти предметы, до начала 30-х годов входила в состав Вологодской губернии. Именно эти изделия восходят к вершинному этапу развития вологодских прялок. 

- Мы собрали достаточно много материала, чтобы показать посетителям всю эволюцию развития прялочного промысла в этом регионе, провели сравнительный стилистический анализ, выявили семь стилистических групп мастеров из семьи Кузнецовых-Чистиковых, - говорит Михаил Шаромазов. - Не стоит забывать, что от затухания прялочного промысла нас отделяет почти сто лет. За это время исчезли практически все, кто знал и видел, как это делалось. Если в 70 - 80-х годах сотрудники Архангельского краеведческого музея встречались в экспедициях с детьми мастеров, то в наше время самым ближайшим родственником, с которым мне удалось пообщаться, стала правнучка мастера Василия Матвеевича Амосова. Безусловно, она помнит своих предков, но, как понимаете, не вела с ними разговоров о технологических процессах изготовления прялок. Я долго думал, почему опыт мастеров не был передан следующему поколению. Ответ лежал на поверхности: многие мастера, изделия которых представлены в Кириллове в рамках выставки «Прялки Северной Двины», были репрессированы. Они просто не успели. Михаил Матвеевич Амосов был расстрелян еще в 1918 году за поддержку белогвардейцев, Василий Матвеевич иммигрировал в Англию, правда, не ужился там и вернулся сначала в Ставрополь, а затем - в Кандалакшу. Кузьма Матвеевич был расстрелян…

Интересная особенность выставки: она связывает прялки с творчеством поэтессы Ольги Фокиной. Казалось бы, параллель выглядит очень спорно, но Михаил Николаевич объяснил ее таким образом:

- Основная часть прялок, которые мы показываем, происходит из Верхнетоемского района Архангельской области. Нижняя Тойма, Борок, Ракулка… Именно в тех местах, а именно в деревне Артемь­евской, родилась писательница, которую мы все считаем вологодской, - Ольга Александровна Фокина. До сих пор там стоит дом ее родителей, на кладбище находятся их могилы… В этом году Ольге Фокиной исполняется 85 лет. Так получилось, что всю свою творческую жизнь она провела в Вологде - столице нашей области. Поэтому череду юбилейных мероприятий на Вологодчине в честь празднования значимой даты поэтессы Кирилло-Белозерский музей-заповедник откроет первым.

Мария ХАУСТОВА

Выставка

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: