С вологодского «пирата» требуют миллиард рублей

statics/images/arcticles/042021/28042021x6f7ceced.jpg
Фильм «Движение вверх» - российская спортивная драма 2017 года. Именно эта успешная в прокате картина «подвела под монастырь» вологжанина.
Кадр с видео сайта kinopoisk.ru

42-летнего жителя Вологды судят за продажу четырех нелицензионных дисков с фильмом «Движение вверх». И хотя во время контрольной закупки диски были проданы по 70 рублей каждый, ущерб от нарушения авторских прав эксперты оценили в беспрецедентную сумму - 1 миллиард 200 миллионов рублей. 

Баскетбол и контрафакт 

Как рассказали «КС» в городской прокуратуре, в 2017-2018 годах вологжанин торговал дисками в павильоне в районе железнодорожного вокзала. Изначально он работал у частного предпринимателя, но тот из бизнеса ушел, и продавец продолжил дело в одиночку. Он закупал оптом носители с фильмами и музыкой, потом их реализовывал в розницу, тем и жил. Правда, вскоре попался на контрольной закупке: оперативники приобрели у него несколько дисков, четыре из которых оказались контрафактом. 

На «левых» носителях был записан фильм «Движение вверх» - российская спортивная драма 2017 года. Созданная на основе реальных событий, она рассказывает о победе сборной СССР над сборной США в 1972 году - в финале мужского баскетбольного турнира XX летней Олимпиады в Мюнхене (ФРГ). Картина стала успешной - только в первые дни проката ее посмотрели более 700 тысяч зрителей, в целом кассовые сборы составили около 60 миллионов долларов.

Тогда, в 2018 году, фильм еще показывали лишь в кинотеатрах и на платных интернет-площадках, а пиратские копии уже гуляли по стране. Когда они всплыли и в Вологде, на продавца завели уголовное дело по статье «Нарушение авторских и смежных прав». Правообладатель тиражирования фильма - компания ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус» - оценила нанесенный ей ущерб в 1 миллион 200 тысяч рублей. Эта сумма и фигурировала на первом процессе в городском суде Вологды. 

Но у суда был повод для сомнений: не вполне понятно, исходя из каких критериев нужно устанавливать размер ущерба. Суд назначил комплексную оценочную экспертизу. Ее провела Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС). Специалисты снизили сумму ущерба до… 1 200 рублей (по 400 рублей за диск). Однако компания-правообладатель выступила категорически против. 

С мнением экспертов не согласилась и прокуратура Вологды, и в 2019 году дело было отправлено на доработку. Следователям предстояло установить дополнительные обстоятельства, для чего у потерпевшей стороны они истребовали новые документы и лицензии. 

И снова состоялась экспертиза - уже третья по счету. На основе вновь полученных данных ее провели столичные (уже другие) специалисты РГАИС, в компетентности которых не приходится сомневаться, говорит заместитель прокурора Вологды Денис Помазилкин. Стоимость исключительного права на использование картины «Движение вверх» они оценили в рекордные не только для региона, но и, скорей всего, для России в целом 1,2 миллиарда рублей. Такая сумма сложилась после того, как экспертов попросили подсчитать, сколько могло бы стоить исключительное право на показ фильма во всех кинотеатрах страны и вывоз его на экспорт. Эта сумма и фигурирует в последнем обвинительном заключении уголовного дела, снова переданного 
в Вологодский городской суд.

«Золотой» Ждун, «Фиксики» и «Ми-ми-мишки»

К слову

Частым героем процессов был и Ждун. Его правообладатель - ООО «Си Ди Лэнд контакт» - много раз судился с теми, кто самовольно и бесплатно эксплуатировал этот популярный образ. 
В список нарушителей как-то попал цветочный магазин (он заплатил штраф 10 тысяч рублей), а череповецкого предпринимателя, без спроса разместившего Ждуна на брелоках, подушках и мягких игрушках, наказали аж на 5,2 миллиона рублей, а продукцию уничтожили.

Дело о контрафактных дисках можно назвать ретропреступлением, так как в последние годы очень немногочисленные граждане смотрят кино на съемных носителях, предпочитая скачивать фильмы в Интернете или недорого покупать подписки. 

Однако дела о нарушении авторских прав суды региона разбирают довольно часто, хотя обычно речь идет о неразрешенном использовании визуальных образов или музыки. Только за 2020 год и первый квартал 2021-го российские и мировые владельцы исключительных и авторских прав на фантазийных персонажей, медиаконтент и электронные гаджеты взыскали с вологодских нарушителей без малого 31 миллиард рублей.

Чаще остальных в этот период в Арбитражный суд обращалась компания «Ноль Плюс Медиа». Она подала 73 иска, требуя компенсации за нелегальное использование героев мультиков «Ми-ми-мишки» и «Сказочный патруль». Чуть отстала от рекордсмена компания «Харман Интернешнл Индастриз, Инкорпорейтед». Правообладатель логотипа «JBL», она направила 65 исковых заявлений. «Ровио Энтертейнмент Корпорейшн» 45 раз отстаивала свои права на персонажей игр и мультфильмов «Энгри Бердз». На счету АО «Сеть телевизионных станций», правообладателей «Трех котов», - 37 исков, а студия анимационного кино «Мельница» 29 раз просила возместить ей ущерб от незаконной эксплуатации образов Лунтика и Барбоскиных.

Компенсацию требовали (и чаще всего получали) и правообладатели других мультфильмов: «Лео и Тиг» (32 раза), «Робокар Поли» (24 раза), «Свинка Пеппа» (18 раз), «Маша и Медведь» (16 раз), а также «Буба», «Фиксики» и «Смешарики» (от одного до пяти раз). Вологжане были виновны в том, что логотипами этих компаний и мультяшными героями они нелегально украшали детские игровые наборы, зонты, конструкторы, одежду и обувь для малышей, столовые приборы, обложки для документов, наборы для рисования, DVD-диски, интерактивные телефоны, портативные колонки и наушники. А однажды под статью попал даже торт - его сделал на заказ предприниматель в Череповце, украсив сладкими фигурками смешариков. Впрочем, тогда исковое заявление было возвращено.

Платить дважды (и авторское вознаграждение, и компенсацию за нарушение исключительного права) компаниям порой приходится и за музыкальные произведения. Так, в прошлом году Арбитражный суд взыскал 120 тысяч рублей с одной из радиостанций Вологды. Она провинилась тем, что без лицензионного договора выдала в эфир несколько песен зарубежных исполнителей, в том числе группы The Beatles. А годом раньше в областной столице раскошелился на 40 тысяч рублей ресторан. Для привлечения посетителей (то есть для извлечения прибыли) там проигрывались чужие музыкальные композиции, а «авторские» при этом не отчислялись. 


Комментарий

Артем Валеев, председатель Вологодской коллегии адвокатов «Стандарт», защитник подсудимого:
- Сумма, которую вменяют моему подзащитному - 1 миллиард 200 миллионов рублей, - конечно, запредельная и абсурдная, и мы с ней категорически не согласны. Исключительные права на фильм предполагают все виды его проката - на российских и зарубежных экранах, на всевозможных электронных площадках. Безусловно, продажа дисков - тоже часть этих прав, но часть слишком маленькая, незначительная. Это все равно что человеку, взявшему со стройки кирпич, инкриминировать кражу всего здания. Или гражданину, причинившему легкий вред здоровью, вменить геноцид.
В корне неправильно за продажу четырех копий взыскивать стоимость всех исключительных прав на фильм. Таких случаев не знает ни российская, ни международная практика. К тому же при таком подходе отсутствует разница между продажей, скажем, одной копии, тысячи или миллиона. А это уже делает бессмысленной градацию статей Уголовного и Административного кодексов, где наказание соизмеряется с тяжестью проступка или размером нанесенного ущерба. Вот почему мой подзащитный, осознавая всю абсурдность ситуации (а эта история длится уже три года), относится к ней достаточно спокойно и даже с долей юмора. Разумеется, мы будем приводить свои аргументы и стоять до последнего, чтобы добиться справедливости, соразмерности совершенного деяния и наказания. 
Мы убеждены, что в данной ситуации мой подзащитный совершил не тяжкое преступление, а административное правонарушение. 
Контрафакт

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: