Секреты резных наличников и сока из черноплодки

statics/images/arcticles/062021/09062021x8e2adf65.jpg
Василий Иванович Кузнецов гордится своим домом и готов всем рассказать о том, как можно благоустроить свое жилище.
Фото автора
statics/images/arcticles/062021/09062021xa3f58905.jpg
Галина Алексеевна Кузнецова с книгой о «Красном Севере».
statics/images/arcticles/062021/09062021x4ec9cc62.jpg
В такой летней беседке можно отдыхать, не боясь ни дождя, ни ветра.
statics/images/arcticles/062021/09062021x82400f2e.jpg
В доме Кузнецовых необыкновенный даже скворечник!

Деревню с необычным названием Чертеж мы проезжали, следуя в одну из дальних деревень Вашкинского района. Обратили внимание на необычное резное подворье и решили заглянуть к его хозяевам, чтобы они рассказали нашим читателям, как живут, как сумели сделать такими красивыми дом и постройки вокруг него. Так и познакомились с Галиной и Василием Кузнецовыми, которые оказались очень душевными и гостеприимными людьми.

Наличники придумали сами

Дом с импозантным балкончиком, летняя кухня, беседка для отдыха, подсобные помещения, собачья конура - все у Кузнецовых сделано в одном стиле с неизменными резными наличниками.
Глава семейства Василий Иванович рассказывает, что тяга к творчеству перешла ему от отца, Ивана Кузнецова, у которого на вой­не была перебита нога, но он все равно с успехом работал в кузнице.

- Уйдет, бывало, и до вечера пропадает в кузне, добросовестно трудясь, а я носил ему еду, поскольку отцу было тяжело подниматься в гору и приходить на обед самому, - вспоминает Василий.
Родительский дом со своей малой родины - деревни, которая находится в двух километрах от Чертежа, Василий перевез в 1973 году, и долгое время, пока росли дети, дом Кузнецовых ничем не отличался от других дворов их населенного пункта. Но лет десять назад супругам захотелось перемен, они обшили дом и пристройки современными материалами и ушли в творческую работу по изготовлению наличников и других украшений всей дворовой территории.

- Я никогда этим не занимался вплотную, а тут решился, - говорит хозяин. - Лобзик у меня появился электрический, и вырезать им узоры было легче и интереснее. Причем придумывала и рисовала их жена Галя, а у меня по рисованному, надо признаться, не сразу все хорошо стало получаться, но я очень старался, и в итоге мы добились совместного успеха. Если первые наличники вышли из-под наших рук не очень красивыми, то вторые и последующие нас уже вполне устроили. Дело дошло до того, что пару раз даже на заказ их вырезали.

- Да и на нашем-то доме наличники уже пора сменить, покрасивше теперь сможем сделать, - вставила свое словцо Галина Алеексеевна и посетовала на то, что «заулок еще цветами не украшен, а как цветы расцветут, все иначе будет выглядеть». Хотя заулок и сейчас у Кузнецовых - просто прелесть!

В этом году Галина Алексеевна однолетними цветами не занималась: настроения не было. А без настроения, по ее словам, бесполезно за что-то браться.

Джем и сок по-кузнецовски

Огород у Кузнецовых - как в былые времена в многодетных семьях: помидоров три теплицы, для огурцов - одна, но большая. Лук в рост пошел и другая многочисленная зелень. Картошку Кузнецовы сажают вместе с соседями, превращая это занятие во всеобщий трудовой праздник.

- У меня свой трактор небольшой - давно держу, и картошкой заниматься - одно удовольствие, - признается Василий. - Раньше многим помогал, ездил из одного места в другое, а теперь время не то, не к кому стало ездить, деревни все пустые стоят, да и у нас в Чертеже на зиму оставались жить всего в четырех домах.

Мужа Галина Алексеевна ласково называет Васильком и просит его приглашать гостей, то есть нас, в дом на чай. Она угощает нас своей коронной заготовкой - джемом из смородины, попутно говоря, что сейчас пока рано ягодой смородиной заниматься, если только чай с ее листом заваривать, но на потом дает рекомендации нашим читателям, как изготовляется джем по-кузнецовски:

- Надо отметить, что варенье из смородины я не варю никогда, уже давно остановилась на джемах. Устраивает то, что при такой готовке не остается в нем ни кожуры, ни ягодных семечек. Намазал на белый хлеб и ешь - душе любо и дорого!

Уважает Галина Алексеевна и черноплодную рябину, из которой многие сельские жители не знают, что приготовить. Вот ее рецепт на то время, когда она поспеет:

- Заливаю ягоды на сутки кипятком, бывает, что растолку их немного, а когда этого и не делаю. Через сутки ягоды выкидываю: они свое отслужили. Воду сливаю и ставлю на огонь. Варю с песком, которого не жалею, а потом разливаю по бутылочкам. Такой напиток стоит у меня в погребе почти год без всякого брожения и других неприятностей. Главное, кладите побольше песка!

За чаем с джемом и сливочным маслом из Липиного Бора - мазали и то и другое на булку тоже местного производства - мы узнали о том, как создавалась семья Кузнецовых. Первый муж у Галины Алексеевны умер рано, оставив ее вдовой в 30 лет с двумя детьми. Спустя какое-то время вышла замуж за надежного Василия Ивановича. У них родилась дочка. Так и выросли дети, разъехались по городам и весям, создали свои семьи и живут самостоятельной жизнью. Но не забывают о родителях, помогая им во всем.

Когда разговорились с хозяевами о «Красном Севере» и подарили книгу, изданную к одному из юбилеев газеты, Василий Иванович вдруг произнес, до сих пор сохраняя интригу:

- А вы знаете, что в «Красном Севере», считай, всю жизнь отработал мой родной брат Владимир Кузнецов, который был старше меня на два десятка лет и которого, к сожалению, уже нет в живых?

И наш разговор о хорошем человеке и талантливом журналисте Владимире Ивановиче Кузнецове затянулся еще на какое-то время. Приятно было общаться и нам, и хозяевам уютного дома из деревни Чертеж.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: