Сергей Эрнст - первый вологодский искусствовед

Сергей Эрнст родился в 1894 году в Ярославской губернии в семье врача, потомственного почётного гражданина. Он начинал учиться в Рыбинске, затем окончил Вологодскую мужскую гимназию. Его отец имел активную лечебную практику в Вологде. Ещё в 1907 году в газете «Север» было опубликовано объявление: «Доктор медицины Р.В. Эрнст принимает по внутренним и нервным болезням. Угол Козлёнской и Малой Екатерининской, дом Вознесенского». С 1912 по 1919 год Эрнст учился на ис-торико-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Ещё будучи студентом, он начал работать в Русском музее, был помощником хранителя музея при Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств, первым из вологжан начал активно публиковать искусствоведческие статьи в ведущих историко-художественных журналах того времени «Старые годы» и «Русский библиофил», позднее писал для журналов «Среди коллекционеров» и «Жар-Птица». Нам особенно интересен вологодский период жизни Сергея Эрнста. Он был одним из самых активных деятелей Северного кружка, членом комиссии по составлению книги «Вологда в её старине», автором публикаций в журнале СКЛИИ «Временник», среди которых запоминается не потерявшая своего значения и сегодня статья «Церковь Святого Николы во Владычной слободе (во Фря- зинове)». Будучи в 1916 году секретарём Кружка, он опубликовал статью «Десятилетие Северного кружка любителей изящных искусств», в которой дал образную характеристику деятельности вологодской интеллигенции тех лет: «Так прошли эти десять лет плодотворной работы, часто незаметной для широкой публики, но всегда направленной к жизни, всегда отвечающей её запросам и требованиям, работы часто тяжёлой по условиям окружающего, но всегда несущей радость в своём конечном достижении, ибо оно правдиво, чисто и ведёт верным путём...» Именно благодаря творческим связям С. Эрнста на выставках Кружка в здании Вологодского Дворянского собрания экспонировались тогда произведения ведущих петербургских художников начала ХХ века А. Бенуа, Е. Лансере, З. Серебряковой, М. Добужинского, Б. Кустодиева, многие работы которых позднее попали в фонды областной картинной галереи. Интересно, что в среде столичной интеллигенции 1910-х годов Сергей Эрнст воспринимался именно как вологжанин. Вот как вспоминал о первой встрече с ним в 1913 году редактор и издатель петербургского журнала «Старые годы» Пётр Вей-нер (полностью воспоминания П.П. Вейнера опубликованы в 2008 году): «Впервые в качестве автора появляется С.Р. Эрнст. Краснощёкий юноша, студент из Вологды, горевший любовью к искусству, уже много знавший и чувствовавший... Удивительно, как этот вологодский юноша, переселившийся в Петербург, сумел почувствовать и воспринять всю тонкость XVIII века и европейской изысканности, и легко вращался среди этих явлений, несвойственных его исходным началам, но, очевидно, свойственным его природе». И этот рафинированный эстет, а Пётр Петрович Вей-нер был председателем дирекции Музея Старого Петербурга и секретарём Кружка любителей русских изящных изданий, после встречи с двумя вологодскими начинающими историками искусства С.Р. Эрнстом и И.В. Евдокимовым воскликнул на латыни: «Ex Vologda lux!», что в буквальном переводе означает: «Из Вологды свет!» Самым активным в творческой деятельности Сергея Эрнста стало начало 1920-х годов. Он переезжает в Петроград и живёт вместе со своим однокурсником и ближайшим другом, театральным декоратором и графиком Дмитрием Буше-ном в фамильном доме семьи архитекторов и художников Бенуа на Никольской улице (теперь улица Глинки, 15) возле Никольского Морского собора. Он служит в Государственном Эрмитаже и Академии истории материальной культуры, сотрудничает с крупнейшими издательствами по искусству. Что особенно важно, Эрнст был первым автором книг о ведущих художниках русского «серебряного века» Александре Бенуа, Николае Рерихе, Константине Сомове, Зинаиде Серебряковой, Викторе Замирайло и других. Это были его учителя и ближайшие друзья, потому и книги Эрнста читаются сегодня так захватывающе и вдохновляюще, ибо перед нами - искренние и профессиональные свидетельства очевидца и выразителя своей эпохи. К сожалению, многое в России Эрнсту завершить так и не удалось: целая серия книг о русском искусстве осталась неопубликованной. Весной 1925 года он вместе с Д. Бушеном выехал за границу и навсегда поселился в Париже (в 1924 году из России во Францию уехала З. Серебрякова, в 1926 году в Париже поселился А. Бенуа). Сергей Эрнст прожил в эмиграции долгую жизнь, он стал художественным экспертом в антикварных кругах Парижа и умер там в 1980 году. В последние годы он много встречался и переписывался с советскими художниками и искусствоведами, вспоминал свои прошлые знакомства, в том числе и журнал «Старые годы», и вологодский Северный кружок. Сейчас началось переиздание книг и статей Эрнста, его имя по праву включается в круг основных творческих деятелей России первой четверти ХХ века в области искусствознания и художественной критики.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: