Техника безопасности: как ходить и ездить в экстремальных условиях
Погодные «качели», когда за морозом следует сильное потепление, покрыли улицы весьма внушительным слоем льда, с которым вряд ли могут справиться дворники. В итоге движение и пешеходов, и водителей становится сильно затруднительным. Рассказываем, как правильно ездить и передвигаться на своих двоих, чтобы избежать ЧП.
Тише едешь - дольше будешь
- В нашем дворе обычно нет свободных мест для парковки большую часть дня: сюда ставят машины жильцы и нашего, и соседних домов, а еще приезжают посетители в различные учреждения - фитнес-центр, детскую развивающую школу, стоматологию, - говорит вологжанин Сергей, живущий в 6-м микрорайоне. - Но в конце января и начале февраля мест было много: из-за чередования похолодания и потепления на проезжей части образовались ледяные колеи, которые не давали заехать в «карман», откидывая машину назад. Большинству водителей такой маневр оказался не под силу.
Столкнуться с последствиями капризов природы при парковке во дворе неприятно, но все же не так печально, как на дорогах общего пользования или на крупных трассах. И последствия борьбы со снежной кашей или гололедицей там могут оказаться куда более серьезными. Общими советами для водителей о том, как противостоять опасностям зимы, поделилась инструктор по экстремальному
вождению Полина Самылкина.
- Двигаться аккуратно, без спешки, плавно крутить руль - вот основные правила, - говорит она. - И забыть про телефоны - этот бич водителей.
Если же перейти к конкретным правилам грамотного вождения в зимних условиях, то нужно выделить три основных опасных фактора: гололед, снежную кашу и движение на подъеме и на спуске.
- При движении на гололеде много нюансов, отличающихся на машинах с разной коробкой передач и разным приводом, но есть и «золотые правила» для всех, - говорит Полина Самылкина. - Всегда нужно иметь место для маневра, не рисковать. В какой момент нужно дать газу и повернуть руль - это приходит только в процессе тренировок, поэтому без них рисковать, да еще и в условиях заставленных машинами дворов, я никому не советую.
Можно ли подкидывать снег под колесо, если оно буксует на гололеде и не дает совершить маневр? Полина считает, что это бесполезно, поскольку снег быстро скатится. Лучше по возможности ехать не в колее, а на возвышенности, насколько это позволяет обстановка.
Особо осторожно и внимательно нужно отнестись к снижению скорости - оно должно быть заблаговременным.
- Нужно помнить, что антиблокировочная система - прекрасный помощник водителю, но зимой увеличивает тормозной путь.
В городских условиях самый сильный накат - перед перекрестками, поэтому скорость сбрасываем заранее, желательно применять торможение двигателем, - объясняет инструктор. - Помним, что дистанция зимой должна быть больше, чем летом.
На снежной каше главное правило - держать руль прямо. Во дворах это поможет не вильнуть в сторону чужих авто, а на трассе - избежать большой беды.
- Особенно важно держать руль прямо при обгонах на трассах, поскольку на середине дороги обычно бывает снежная каша, - инструктирует Полина. - Не сбрасывать газ, выполняя маневр, очень важно. Большая ошибка - при повернутых колесах сбрасывать газ, когда водитель возвращается в свою полосу. Так машины оказываются в кюветах. А нужно плавно работать рулем, не сбрасывая при этом газ.
Точно так же, с прямым рулем, нужно двигаться на подъемах и спусках. Здесь крайне важна хорошая резина: в нашем климате подойдет только шипованная, липучка - не для вологодской зимы.
- Если говорить о шинах, то необходимо помнить, что во время сильных перепадов температур давление в них может упасть, - говорит инструктор. - Так что не ленитесь в мороз проверять этот показатель и подкачивать, если нужно. Если этого не сделать, то шина становится менее устойчивой к повреждениям, легче пробить колесо. Думаю, стоять где-нибудь на трассе в минус двадцать никому не хочется. Хорошо, что на заправках есть бесплатная возможность подкачать колесо.
На своих двоих
Согласно данным проведенного нами опроса (см. инфографику) каждый третий респондент падал нынешней зимой, причем 7% получили травмы. О том, как передвигаться пешком, чтобы не навредить себе, рассказывает начальник департамента здравоохранения Вологодской области Алексей Плотников.
В сильный гололед он не рекомендует выходить из дома без большой необходимости, особенно людям с хроническими заболеваниями и пожилым. Если нужда все же заставляет это сделать, то важно выбрать правильную обувь - удобную, без каблуков, на устойчивой нескользящей подошве - и использовать острую насадку для трости.
- Если вы все же упали, то медленно повернитесь и попробуйте сесть, - говорит Алексей Плотников. - Затем осмотритесь и найдите ближайшую стабильную опору - скамейку, сугроб, урну. Если состояние позволяет - встаньте сначала на одно колено, потом, не торопясь, на другое. Вставайте, опираясь на более сильную и менее ушибленную ногу. Если ощущаете, что далеко уйти не можете, то сядьте на ближайшую скамейку и позовите на помощь.
В целом в 2023 году, по данным Центра управления регионом, в области меньше жалоб на некачественную уборку снега и наледи, чем в 2022-м: 208 жалоб с начала этого года против 247 в прошлом. При этом не меняется тройка муниципалитетов - лидеров по количеству недовольных. В ушедшем году в период с 1 января по 13 февраля это были Череповец (86 жалоб), Череповецкий район (44) и Вологда (30), а в текущем - Череповец (75), Вологда (53) и Череповецкий округ (24). На минувшей неделе были недовольны качеством уборки больше вологжане (20 жалоб) и череповчане (11).
Комментарии (0)