Уникальный храм спасают в Кириллове

Кирилло-Белозерский музей-заповедник обращается к потенциальным спонсорам с просьбой помочь в спасении деревянной церкви XVII века Косьмы и Дамиана с погоста Леждома Грязовецкого района, ныне гниющей от сырости в разобранном состоянии под Кирилловом.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник обращается к потенциальным спонсорам с просьбой помочь в спасении деревянной церкви XVII века Косьмы и Дамиана с погоста Леждома Грязовецкого района, ныне гниющей от сырости в разобранном состоянии под Кирилловом.
А между тем, по мнению столичных историков и реставраторов, вологодский храм является уникальным в своем роде. В настоящее время это единственная деревянная церковь из сохранившихся в России (не считая воссозданных заново из современного материала), клетских церквей с высокой клинчатой кровлей и архаичными формами. 
- Типологически храм с Леждомы близок к группе клетских церквей Костромской, Ивановской и Владимирской областей, но отличается от них особо островерхим покрытием и наличием выразительного повала. Ориентировочно датой постройки церкви называют XVII век. И, что немаловажно, здание не имело следов переборки, то есть сруб церкви сохранялся в подлинном виде! Храм никогда не обследовался. Вследствие этого он не имеет ни статуса памятника, ни даже статуса обладающего признаками объекта культурного наследия, - утверждает заместитель директора Кирил­ло-Белозерского музея-заповед­ника по реставрации Ольга Вороничева.
До недавнего времени располагалось это чудо в лесной чаще Сидоровского поселения Грязовецкого района, в 20 километрах от ближайшего населенного пункта. 
Церковь Косьмы и Дамиана погоста Леждома впервые упоминается в документах 1752 года. В 1890 году была перекрыта кровля церкви, устроены новые главы и железные кресты. Еще в 1913 году в клировых ведомостях указывается, что церковь эта «довольно прочная, но снизу подгнивает и садится, а поэтому необходимо подвести под нее каменный фундамент, на что не изыскивается еще средств». На момент запрета служб в 1940 году износ здания составлял 40%. После гибели окрестных деревень церковь Косьмы и Дамиана оказалась заброшенной.
В феврале 2012 года группа сотрудников Кирилло-Белозерского музея-заповедника отправилась в Грязовецкий район исследовать уникальное строение. Вердикт специалистов был печальным - церковь находится «в остро руинированном состоянии» и нуждается в принятии неотложных мер по ее спасению.
Ровно через год в рамках культурных связей между Польшей и Вологодчиной по согласованию с департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области музей Кириллова совместно с польскими реставраторами организовал экспедицию по обмеру и маркировке строения. 
Музей-заповедник предложил перевести церковь в Цыпино Кирилловского района. После реставрации храм должен стать жемчужиной организующегося на берегу Ильинского озера деревянного музея под открытым небом «Музей сельского священника».
В 2014 году наконец-то нашелся спонсор, выделивший средства на разборку и перевозку храма в реставрационную мастерскую Кириллова. 
- Кризис в стране не позволил найти деньги на полную реставрацию. Два года остатки церкви пролежали в разобранном виде под открытым небом. И только летом 2016 года полугнилые бревна были перевезены на территорию Цыпинского погоста и помещены под навес. Он защищает от прямого дож­дя, но не от влажности и смены температур, губительного воздействия грибка. Еще одна зима, и спасать будет просто нечего, - с грустью заметил научный сотрудник музея-заповедника Андрей Архиппов.
Сейчас первоочередная задача найти средства на закупку леса. По оценкам реставраторов, необходимо заготовить около 270 кубометров древесины. Обойдется это примерно в три-шесть миллионов рублей. Полная реставрация храма оценивается в пределах 17 миллионов.
По словам директора музея Михаила Шаромазова, чтобы попасть под это финансирование, храм Косьмы и Дамиана должен находиться в собственности государства. Чтобы поставить церковь из Леждомы на баланс Кирилло-Белозерского музея-заповедника, ее надо отреставрировать, а уж потом придать храму статус памятника. Получить государственное финансирование, пока церковь не обретет былой вид, тоже невозможно. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только с помощью спонсорских средств.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: