В школах будут не только учить, но и воспитывать

statics/images/arcticles/112021/17112021xbf34105c.jpg
Обязанность по воспитанию детей никто и никогда не снимет с родителей, однако школа будет им помогать.
Фото из архива газеты «Красный Север»

Вологодская область стала одним из 10 пилотных регионов, где в школах появились советники по воспитанию. Рассказываем, чем будут заниматься эти специалисты, что о нововведениях думают учителя и родители. 

Без отчетов

Чтобы отобрать кандидатов в советники по воспитанию, в январе вместе с «Российским движением школьников» (РДШ) Министерство просвещения запустило конкурс «Навигаторы детства». В Вологодской области заявки на конкурс подало порядка 400 человек, и лишь 177 справились с конкурсным отбором. Победители прошли обучение в «Артеке» и начали работу.

Таким образом, в 152 школах 25 муниципалитетов с сентября появились советники по воспитанию.

- Советниками могли стать как молодые выпускники педагогических вузов и колледжей, так и действующие педагоги. Так как должность новая, мы предложили школам самим выбрать претендентов для конкурса: нужно было, чтобы они легко вписались в уже сложившиеся учительские коллективы, - поясняет заместитель начальника департамента образования области Любовь Воробьева.

По ее словам, во время реформы системы образования на какое-то время школы отодвинули на второй план воспитательный процесс, сосредоточившись на обучении, подготовке учеников к ЕГЭ и всероссийским проверочным работам. Но сейчас настало время переосмыслить само понятие воспитания и его роль в школе, создать в образовательных учреждениях вовлекающую воспитательную среду. 

«Где была школа?», «Куда смотрели родители?» - часто задаются этими вопросами, когда случается что-то неординарное. Но перекладывать ответственность только на школу или только на родителей я считаю несправедливым: все мы отвечаем за то, какие моральные нормы  и этические понятия усвоил ребенок, потому что половину своего времени он проводит в школе, а другую часть - дома и среди близкого окружения. Для меня в этой ситуации важно, чтобы все эти вещи не делались для галочки, а на самом деле дошли до души ребенка: если больше людей будет в это вовлечено, то детям станет только лучше.

Ольга ВЕРЕЕНКО,
 психолог и мама двоих детей-подростков

- Не скроем, что школы изначально с настороженностью восприняли нововведение: как это, кто-то придет и будет нас учить, что нам делать? Тем более что в школах уже существуют заместители директора по воспитательной работе и классные руководители. Но главная задача наставников - мыслить с точки зрения ребенка и подростка, говорить на их языке и из множества возможных вариантов программ дополнительного образования выбрать те, которые наиболее соответствуют интересам и запросам самих детей, - рассказывает региональный координатор федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Наталия Зятюшкова. 

Многие интересуются, чем функционал советника будет отличаться от задач замдиректора по воспитательной работе. Как пояснила куратор проекта, замдиректора - это больше административная должность, требующая заполнения различной документации, а советник должен работать «в поле», с детьми, без лишних отчетов, так как его задача - наполнить уже имеющиеся темы дополнительных занятий новыми интересными форматами работы.

К примеру, есть распространенная проблема: современные дети мало читают. Нужно как-то вовлечь ребят в этот процесс. Можно провести в школе не просто серию занятий по теме «Любимые литературные герои», а устроить настоящий фестиваль по косплею (модное в подростковой среде движение, когда ребята переодеваются в костюмы любимых персонажей, стараясь максимально точно воссоздать образ героя). Или, к примеру, в школе есть шахматный клуб. Можно устроить для детей просмотр популярного сериала «Ход королевы» и тематический баттл. Специалисты поясняют: важно брать материал и форматы из понятных подросткам сфер, чтобы им самим было интересно. 

Учителям стало проще

- Нам стало проще ориентироваться в сотнях различных воспитательных проектов, которые сейчас существуют. Учителя, классные руководители должны были сами выбирать: либо вести детей на экскурсию, либо устроить в классе конкурс рисунков или спектакль на тему очередного праздника. И это помимо учебной работы, которая для них все же на первом месте. 

С появлением советника по воспитанию подход к внеклассным занятиям стал более структурированным, на многое изменился взгляд, - говорит директор школы № 17 Татьяна Данильцева. 

- После обучающей смены в «Артеке» я приехала домой с огромным желанием сразу же взяться за дело, столько новых интересных идей появилось в работе! - поделилась впечатлениями советник директора по воспитанию вологодской школы № 41 Дарья Туманова.

Она рассказала, что сама пять лет назад окончила родную 41-ю школу и вернулась туда работать педагогом-организатором. Глобально цель ее работы не изменилась, но обучение по программе «Навигаторы детства» открыло для девушки множество новых творческих путей, которые помогают выявить потенциал ребенка. 

- Мы много общаемся с ребятами онлайн, это понятный и удобный для них формат. Сейчас советник - это старший товарищ, который сможет слышать и слушать. Учителя - это все-таки педагоги-предметники, а здесь можно прийти, выдохнуть, порой поделиться какими-то своими идеями. Лучше всего идут на контакт ребята младших и средних классов, со старшими посложнее: надо искать к ним подход, увлекать чем-то по-настоящему интересным, - говорит Дарья.

Вариантов много: она рассказывает, как вместе с ребятами придумывали дизайн книжных закладок на День библиотек, а на День отца смотрели и обсуждали с подростками недавний комедийный фильм «Папа». 

В тему

«Помощники МЧС» и «Юные инспекторы ГИБДД», «Эколята» и «Эрудиты» - направлений воспитательной работы в арсенале «Российского движения школьников» множество. Только конкурс «Орлята России» содержит семь треков различной направленности: на него в Вологодской области уже зарегистрировалось порядка 70 классов. Победителей различных уровней ждут профильные смены в детских лагерях и, возможно, даже поездка в знаменитый «Орленок».

Антон Шубин, муниципальный координатор проекта в Вологодском районе, рассказал, как школьники с увлечением проводили интервью с педагогами на тему «Мечта учителя», что позволило им в неформальной обстановке пообщаться со своими учителями и узнать их ближе не только с профессиональной точки зрения. 

Родители - в деле

В Министерстве просвещения подчеркивают, что у советников по воспитанию не предусмотрено функционала идеологического контроля, как это практиковалось в пионерских и комсомольских организациях прошлого. 

- Школы сами со временем выберут профиль, по которому они хотели бы специализироваться: творчество, спорт, медиа, история и так далее. Сейчас идет пробный формат внедрения должности советника, и быстрых результатов мы не ждем: нет такой задачи. Вы же понимаете, что процесс воспитания невозможно вместить в год или два! И это не сводится только к работе советников по воспитанию: в это вовлечены и родители, и окружение подростков, и школа, и учителя. Поэтому родители могут смело обращаться к советникам с вопросами по поводу организации досуга своих детей, эти вопросы важно и нужно решать вместе, - говорит Любовь Воробьева. 

Основные сведения о ребенке советники получают от классных руководителей, которые лучше знают своих подопечных. Но если в эту связку добавятся родители - это будет еще более эффективная работа, считают специалисты.

Образование Советники по воспитанию

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: