В Великом Устюге после ледохода открылась паромная переправа
Встретили во всеоружии
Особенно интенсивными подготовительные работы стали с середины зимы. В акваториях Сухоны и Северной Двины были сделаны специальные ледовые прорези протяженностью 190 километров. Большие участки рек чернили золой - темный лед быстрее тает на солнце. Для расчистки торосоопасных мест применялись направленные взрывы - всего было израсходовано более 1,5 тонны взрывчатки.
спасателей, 165 единиц техники были в полной готовности
к моменту ледохода.
В этом году среднее течение Сухоны вскрылось на несколько дней раньше среднегодовой нормы. Днем 14 апреля на всей территории Великоустюгского района был введен режим повышенной готовности к действиям во время возможной чрезвычайной ситуации, а судно ледокольного класса ликвидировало остатки ледовой переправы между городом и заречной частью.
Три тревожных дня
Наиболее сложной ситуация была вечером 15-го и утром 16-го апреля, когда в районе Аристово - Нокшино образовавшийся 20-километровый затор застыл почти на 12 часов, а гидрологи сообщали о начавшемся ледоходе на реке Юг. Огромные массы воды, наткнувшись на преграду, могли обрушиться на город со стороны заливных лугов - именно по такому сценарию в Великом Устюге проходили разрушительные наводнения 1998 и 2016 годов. Поэтому к месту событий вылетел вертолет с взрывотехниками, были подготовлены и списки на эвакуацию 450 человек из опасной зоны.
Взрывные работы дали свой результат - «голову» затора удалось протолкнуть дальше на север. В следующие сутки ледоход еще несколько раз притормаживал, но его вновь и вновь уводили все дальше от города.
Все это время через интернет-ресурсы и другие источники информации население оперативно информировалось о ситуации с паводком. В администрации Великоустюгского района круглосуточно работала «горячая» телефонная линия, куда поступило более 200 звонков.
Утром 18 апреля пришла долгожданная весть - основная угроза наводнения миновала, подтоплений населенных пунктов не допущено.
В минувший понедельник было объявлено о возобновлении паромных пассажирских перевозок по маршруту Великий Устюг - Аристово - Кузино. Правда, из-за того, что ветер нагнал в затон много льдин, первоначально сверстанное расписание пришлось корректировать. Все это время остатки ледового покрова чистило ледокольное судно.
Во вторник утром глава района Александр Кузьмин сообщил очередную информацию о ситуации с паводком в различных населенных пунктах на реке: Полдарса - редкий ледоход, Опоки - редкий ледоход, Каликино - редкий ледоход. К моменту подписания номера в печать каких-то серьезных изменений ситуации не зафиксировано.
Нет пока информации и о подтоплениях в других муниципалитетах области, хотя перед началом паводка к зоне возможного риска были отнесены 13 районов и один город, а всего 70 населенных пунктов, где проживают более 19 тысяч человек. Больше всего беспокойства вызывала ситуация на востоке, где протекающая через Никольский и Кичменгско-Городецкий районы река Юг иногда преподносит неприятные сюрпризы. В Никольске по примеру Великого Устюга на прошлой неделе также объявлялся режим повышенной готовности к ЧС, но ликвидация заторов на Малой Северной Двине позволила «южной» воде беспрепятственно уйти дальше.
Комментарий
Виктор Рябишин,
заместитель губернатора
- Нынешний паводок прошел по сценарию 2017 года. Были определенные опасения по восточным районам, но благодаря большой подготовительной работе и превентивным мероприятиям все прошло достаточно благополучно. Сейчас по поручению губернатора и совместно с Минприроды будем заниматься дальнейшей расчисткой русел Сухоны и Малой Северной Двины. Основные работы на перекатах пройдут в июне или в июле. Что же касается текущей ситуации, то из-за теплой погоды и быстрого таяния снега ежедневно уровень воды в реках поднимается на 10-20 сантиметров. Но эти повышения не опасные, и скоро все должно прийти в норму. Есть определенное повышение уровней и в Кубене, но и здесь прогнозы благоприятные, ничего экстраординарного не ожидается.
Что дальше?
В первую очередь речь идет о продолжении строительства комплекса инженерных сооружений. Кстати, целесообразность такого строительства ранее была подтверждена сразу несколькими научно-исследовательскими институтами и специалистами по гидрологии.
Общая протяженность защитных сооружений может составить около семи километров, возводить их будут в несколько этапов. Планируется, что на участке длиной 2 500 метров будет выполнено берегоукрепление, продолжением бетонных откосов станет шпунтовая стенка протяженностью 1 755 метров, а со стороны тех самых заливных лугов город прикроет специальное защитное сооружение.
В 2017-м стартовало строительство первого этапа общей стоимостью 500 миллионов рублей. Примерно две трети этой суммы - федеральные деньги, оставшаяся треть - областные. Работы по первому этапу планируется завершить уже в ноябре текущего года.
Будут продолжены в руслах Сухоны и Малой Северной Двины и дноуглубительные работы. Кроме того, летом предполагается срезать несколько песчаных перекатов к северо-востоку от Устюга. Если эта практика будет признана успешной, со временем предполагается ликвидировать еще около 10 перекатов на Малой Северной Двине.
Комментарии (0)