Во время рейда у браконьеров конфисковали лодку и девять сетей

statics/images/arcticles/062021/02062021xad9f621e.jpg
Во время рейдов изымаются десятки сетей. Часть рыбы удается спасти, часть, к сожалению, нет.
Фото автора из архива «Красного Севера»

В Вологодской области продолжают действовать весенне-летние нерестовые ограничения на вылов рыбы. Одновременно продолжается противостояние сотрудников региональной рыбоохраны с браконьерами. Об одном из недавних рейдов - наш сегодняшний репортаж.

Зрение и опыт

Майский выходной, полдень. В лодке «РИБ», что стартует от Пречистенской набережной Вологды, - трое: заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Александр Харламов, госинспектор Виктор Калинин и внештатный инспектор Сергей Михайлов. 

Пока лодка двигается вниз по течению реки Вологды, есть возможность еще раз вспомнить главное: по 10 июня включительно практически на всей территории области запрещено ловить лещей, судаков и щук. Под запретом - частные сети, верши (это круглогодично) и спиннинг. До окончания нерестового сезона любительская рыбалка разрешена на одну поплавочную удочку на человека, но только с берега и не более чем с двумя крючками на леске.

Есть свои особенности и по вождению в этот период маломерных судов: под мотором - только по судовому ходу (фарватеру) крупных рек и озер. А вот в заводях, протоках, затопляемых поймах и других нерестовых местах можно передвигаться исключительно на веслах. Иначе - административный штраф.

Но лодок в этот день немного. Первая попадается только через час патрулирования в районе поселка Лиминский. Никаких запрещенных орудий лова на борту при визуальном осмотре не обнаружено. Инспекторы желают гражданину счастливого пути, но на всякий случай напоминают основные правила вождения маломерных судов и соблюдения безопасности: отправляться в путь на лодке можно при наличии спасательного жилета.

В районе Устья-Вологодского «РИБ» снова сбавляет ход. По опыту прошлых лет известно, что именно здесь могут быть установлены браконьерские сети. Как правило, они хорошо замаскированы. Чтобы увидеть тонкую веревку, ведущую к притопленной ветке или колышку, необходимы как отличное зрение, так и нарабатываемая годами практика. 

Тем не менее первую сеть замечает находящийся на носу лодки внештатник Сергей. Ее начинают постепенно вытаскивать, в ячеях бьют хвостами десять лещей. Все как на подбор, примерно по килограмму весом. Каждую рыбу осторожно выпутывают и отпускают обратно в воду. Так как сеть, судя по всему, поставлена лишь несколько часов назад, у спасенной рыбы - хорошие шансы на дальнейшее выживание.

Вскоре инспекторы замечают еще одну сеть, но в этот раз уже пустую. Обе сетки сматываются, маркируются и помещаются в мешок, который будет доставлен на базу рыбоохраны, где станет храниться определенное время в ожидании возможного предъявления чьих-либо собственнических прав. Подобных прецедентов, чтобы кто-то из браконьеров пришел в вологодскую рыбоохрану и сам признался - да, эта сеть моя, - на практике еще не было и, наверное, не будет. Но закон есть закон.
Рейд продолжается, лодка с инспекторами движется по Верхней Сухоне. Вдоль берега идут две плоскодонки, но обе, как и положено, на веслах, рыбу с борта никто не ловит, поэтому претензий к судовладельцам нет. А вот в кустах чуть поодаль - шевеление. Инспекторы подплывают ближе - за ветками прячутся двое мужчин в камуфляжных костюмах. Лодки нет, но рядом сеть - отпираться бессмысленно.

Нарушение мужчины признают, но документов при них нет. Их везут на «опознание» в ближайшую деревню по месту жительства. Там же после предъявления паспортов заполняются административные протоколы. Так как сеть была пустая, провинившихся ждет не самое суровое наказание - штраф в 2 000 рублей. Но сеть, естественно, конфискуется. Кстати,  в некоторых случаях нарушителям правил рыболовства может грозить и уголовная ответственность. Например, если вылов в нерест ведется сетями, признанными наукой орудиями массового истребления, а также если сумма ущерба биоресурсам составит более 100 тысяч рублей.

Наказывают не всех

«РИБ» движется дальше по Сухоне. Встреченный спиннингист, бросающий блесну прямо с лодки (а это уже двойное нарушение), не может быть не наказан. Но у мужчины тоже нет с собой никаких документов. Он приглашает всех в свою деревню - километрах в двух дальше по реке.

И надо же такому случиться, что по пути в эту деревню инспекторы замечают еще одну лодку с двумя гражданами на борту, устанавливающими сеть. Отпираться здесь тоже бессмысленно. Сеть сматывается, а «Казанку» и нарушителей доставляют на берег.

Мужчины признают свою вину, но, осознавая, что на лодку может быть наложен административный арест, начинают нервничать. Впрочем, ситуация разрешается мирно: открыто конфликтовать с инспекторами никто не пытается. За несколько последних лет в области был зафиксирован только один случай применения физического насилия к представителям рыбоохраны - пойманный нарушитель столкнул инспектора в воду. Но случилось это у берега, обошлось без последствий. В целом же, по словам инспекторов, нарушители ведут себя адекватно. Некоторые нетрезвые граждане могут завести разговор на повышенных тонах, но не более того. Возможно, еще и потому, что в рейды вместе с инспекторами порой выходят сотрудники линейного отдела полиции.

Что же касается двух сокольских браконьеров, то лодку у них действительно изымают. По телефону с базы вызывается «подмога» - машина с прицепом. Где-то через час «Казанку» увозят - ее дальнейшую судьбу будет решать суд.

Редкий штиль

Уже вечером «РИБ» достигает Кубенского озера. На водоеме - редкое для этих мест безветрие, штиль, и ровная гладь воды уходит до самого горизонта. На двух досмотренных встречных лодках ничего запрещенного не обнаружено, их владельцы спокойно продолжают свой путь. 

Зато «траление» вдоль берега пополняет мешок с изъятыми браконьерскими сетями. С одной из них снимают и выпускают в естественную среду обитания еще пять лещей. В другой сети - старой и местами дырявой - рыбы нет, только запутавшаяся и уже мертвая чайка. От деятельности браконьеров подчас действительно страдают и птицы.

После полуночи от воды начинает ощутимо тянуть холодом. Инспекторы облачаются в бушлаты, благо что в конце года сотрудникам рыбоохраны всего Северо-Западного управления Федерального агентства по рыболовству выдали полные комплекты зимней и летней формы. Постепенно пополняется и парк технических средств рыбоохраны. 

Машина приходит уже во втором часу ночи, рейд завершен.

- На территории Вологды и 25 районов области весенне-летние ограничения на вылов рыбы продлятся по 10 июня включительно, - поясняет утром начальник отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Анастасия Волкова. - Исключение составляют только Череповецкий район, где сроки и виды ограничений могут быть немного другими. Вся подробная информация есть на официальном сайте Северо-Заподного ТУ Росрыболовства и правительства области. Нарушение правил влечет наложение административного штрафа на граждан с конфискацией транспортного средства и других орудий незаконного лова. Но мы стараемся не только наказывать нарушителей, а работать прежде всего на предупреждение возможных нарушений. 

Биоресурсы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: