Вологда осталась без нескольких автобусных маршрутов

statics/images/arcticles/112021/17112021x5464779a.jpg
Вряд ли вологжане обрадуются, когда узнают, что автобусов, которых и так не хватает, станет еще меньше.
Фото Даниила Зинченко

Перевозчик ООО «Лидер», обслуживающий городские маршруты №№ 3, 5, 11, 21, 29, 49, заявил о временном прекращении регулярных перевозок по этим направлениям. «Кто следующий? Получается, что практически любой частный перевозчик может завтра завершить свою деятельность в Вологде?» - задают в соцсетях вопросы вологжане. «Красный Север» разбирался в сложившейся ситуации.

Скрылся в тумане

- «Лидер» «кидал» пассажиров и раньше, минувшей зимой в морозы - неоднократно. Только те, кто мог добираться до своего места назначения с пересадкой, никогда этого не замечали. А вот на 11-м и 21-м маршрутах отсутствие единственного автобуса было очень заметно, так как пассажирам приходилось в минус 30 идти до ближайшей остановки по три - пять километров, - рассказывают вологжане, которые регулярно пользовались услугами «Лидера».

Компания «Лидер» зарегистрирована в городе Жуковском Московской области. Руководитель компании Василий Диянов направил в городскую администрацию уведомление, в котором объяснил, что принял решение о прекращении перевозок в связи с антиковидными ограничениями: из-за них пассажиропоток в Вологде существенно уменьшился, и бизнес терпит убытки.

«Внезапно и неприятно. Будем искать возможность решить проблему за счет привлечения к работе на этих маршрутах других перевозчиков»,  - написал мэр Вологды Сергей Воропанов на своей официальной странице по этому поводу.

«Маршрут № 11 - единственный в этом районе, ему нет альтернативы! Как дети со Слободской улицы будут добираться до школы? Опять пешком через парк Мира? Такие маршруты должны быть на балансе города, а не у частников», - написала в комментариях одна из жительниц областной столицы.

«А разве в договоре не предусмотрено, что о подобных ситуациях перевозчик должен предупреждать заранее?» - недоумевали вологжане.

Только на один из шести отмененных автобусных маршрутов в Вологде удалось найти замену оперативно. Маршрут № 11, связывающий удаленный район Ершовского переулка, где расположен совхоз «Цветы», и район Осаново, взяло на себя ООО «АТП». На маршруте № 21, связывающем удаленную улицу Элеваторную с районом Льнокомбината, подставил плечо перевозчик Дмитрий Ковригин: теперь автобусы маршрута № 45 будут делать крюк до ДОКа. 

- Эти два маршрута важно было сохранить в первую очередь, потому что направлений-дублеров для них нет, - подчеркнул Алексей Шумилов, начальник департамента городского хозяйства Вологды. 

Деньги будут - приходите!

Александр Дуднев, эксперт в организации общественного транспорта, создавший инициативную группу «Общественный транспорт Вологды» в соцсети «ВКонтакте», отмечает, что появление в Вологде в 2018 году перевозчика из Жуковского вызвало удивление и недоумение, в том числе у других вологодских перевозчиков. 

В то время как город стал декларировать переход на вместительный подвижной состав и сокращение количества маршрутов, «Лидеру» городская администрация позволила приступить к перевозкам на «ГАЗелях» и открыла специально под него несколько маршрутов. 

У «Лидера» было шесть маршрутов, хотя стабильно в последний год обслуживался только один - № 29, самый прибыльный. 

- Неожиданный уход «Лидера» произошел в нарушение Закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Согласно статье 29 после того, как перевозчик заявил о прекращении обслуживания маршрутов, он обязан в течение 90 дней продолжать работать, чтобы администрация смогла найти ему замену, - поясняет Александр Дуднев.

Однако в данном случае правило 90 дней не действовало: такую возможность дает перевозчику дополнение к ФЗ-220.

- Я хочу подчеркнуть, что к ООО «Лидер» и ранее неоднократно были претензии по обслуживанию пассажиров, мы постоянно работали с этим перевозчиком, но компромисс находили не всегда. Не буду давать морально-этическую оценку такому стремительному отказу от обслуживания маршрутов, но с точки зрения закона компания имеет на это право, - прокомментировал Алексей Шумилов.

Как пояснили в пресс-службе администрации Вологды, в июне 2020 года появилось дополнение к ФЗ 220 - статья 29.1 «Изменение маршрута регулярных перевозок и прекращение осуществления регулярных перевозок в отдельных случаях». Согласно этой норме перевозчик в случае принятия Правительством мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеет право изменить или прекратить регулярные перевозки по маршруту и уведомить об этом администрацию в день принятия решения. 

- Директор «Лидера» сказал, что готов будет вернуться к исполнению своих обязанностей, когда наладится эпидемическая обстановка и восстановится пассажиропоток. Но мы предложили расстаться совсем, так как эта двойственная ситуация не устраивает город: нам нужны бесперебойные перевозки. И в этой ситуации лучше расторгнуть отношения, чтобы иметь возможность провести новые конкурсы на вакантные маршруты, - говорит Алексей Шумилов. 

Комментарий

Александр Дуднев, 
эксперт в организации 
общественного транспорта: 

- Я считаю, большую часть маршрутов города должно обслуживать подконтрольное МУП «ПАТП-1», особенно социальные маршруты вроде 11-го, 21-го, 49-го, которые проходят в отдаленные и малонаселенные районы. Кроме того, администрация должна принимать более жесткие меры воздействия на перевозчиков, если те нарушают правила перевозок, и не соблюдают расписание. В Вологде ни один из частных перевозчиков не работает до оговоренного в расписании вечернего времени окончания работы, все заканчивают на два-три часа раньше. И действительно, давно назрела необходимость оптимизации маршрутной сети. Сейчас большинство маршрутов дублирует друг друга, при этом каждый из них работает с большим интервалом. При сокращении количества маршрутов появится возможность сократить интервалы на каждом из них, сделав их более регулярными и удобными для пассажиров. Сейчас мы, авторы группы «Общественный транспорт Вологды», готовим предложение в администрацию города по корректировке схемы маршрутов.

Он добавляет, что с маршрутов в связи с прекращением деятельности «Лидера» ушло порядка 20 машин. Сейчас им ищется замена, готовятся новые конкурсные процедуры, которые позволят найти новых перевозчиков на выбывшие маршруты. 

Что сейчас?

По данным Центра управления регионом, в канун случившегося, с 11 по 17 октября, в Вологде было зафиксировано в соцсетях порядка 47 обращений от граждан по теме транспорта. Всплеск обращений пришелся на недели, когда случился инцидент с отказом перевозчика выходить на маршруты: 92 претензии с 18 по 24 октября и 62 обращения - с 25 по 31 октября. В начале ноября ситуация, по всей видимости, стабилизировалась, так как количество обращений по теме транспорта снизилось до 24 в неделю. 

Тем временем в городской транспортной сети происходят существенные изменения. Маршрутов №№ 3, 5, 29 и 49 временно не будет. Их частично заменяют рейсы других перевозчиков. Так, маршрут № 29 частично дублируют автобусы №№ 6, 7, 8, 14, 23, 27, 32, 35, 40 и троллейбус № 4. Частичными дублерами для маршрута № 49 являются автобусы №№ 4, 6, 12, 16, 23, 27, 35, 42. Жителям ЖК «Флагман», куда раньше заезжал автобус № 3, пока снова придется пользоваться остановкой на улице Северной. 
Сейчас администрация города ищет перевозчиков на замену выпадающим маршрутам, однако одновременно с этим прорабатывается возможность сократить их количество.

Тем временем продолжаются жалобы и на работу других маршрутов. А если их станет меньше?..

«11 ноября маршрут №7 начал свое движение из Кувшиново после 7 утра, хотя первый рейс у него в 6.15! Спрашиваем у кондуктора, почему задержки рейсов, ответ «убил»: техника не заводится! Но на улице же не морозы!» - пишет вологжанка в социальной сети.

- Параллельно с конкурсными процедурами на замену перевозчиков на этих маршрутах, которые должны пройти в течение одного-двух месяцев, мы готовим схему оптимизации общественного транспорта Вологды. У нас слишком много дублирующих маршрутов, это снижает их экономическую выгоду, и с этим нужно разбираться. Но это требует времени: нужны объективные социологические исследования, мониторинги общественных потребностей, замеры, мы привлекаем специалистов транспортной кафедры ВоГУ. Это не делается «по хлопку», как многим хотелось бы. На это может уйти около полугода, - пояснил Алексей Шумилов. - Мы готовы обсуждать толковые и дельные инициативы. 

Активисты в соцсетях также обсуждают, что можно было бы сделать, чтобы такая ситуация не повторялась.

- Самый оптимальный вариант - перейти на регулируемый тариф, когда муниципалитет оплачивает работу перевозчика и может влиять на процесс рублем. Не приехал вовремя - штраф, не вышел на линию на последний рейс - штраф. Для нашего города, по разным оценкам, такая система будет стоить от 500 до 700 миллионов рублей, - добавил мэр города Сергей Воропанов.

Вологда Транспорт

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: