Вологодчина обеспечила воздушный мост с блокадным Ленинградом

statics/images/arcticles/012023/25012023x61797977.jpg
Летчики 57-го авиационного полка на Пильнецком аэродроме. 1942 год.
Фото предоставлено газетой «Искра» (Чагода)
statics/images/arcticles/012023/25012023xe8275aec.jpg
Памятник военным летчикам установлен в поселке Сазоново.

18 января в нашей стране широко отмечалась важная историческая дата - 80-летие прорыва блокады Ленинграда. Окончательно фронт ушел от стен города на Неве 27 января 1944 года. Важную роль в защите Северной столицы играла военная авиация, в том числе базировавшаяся на аэродромах Вологодской области.

Рассекречено

Государственный архив Вологодской области и региональное Управление ФСБ России обнародовали рассекреченные документы, отражающие основные этапы спецстроительства в годы Великой Отечественной войны региональной аэро­дромной сети в 1941 году: в них и масштабная передислокация тяжелой, истребительной и транспортной авиации, и мобилизация рабочей силы и техники, и организация и подготовка материально-технической базы... 

На территории нашего региона дислоцировались 148-я истребительная авиационная дивизия ПВО, авиационные полки ВВС Балтийского флота, а также Особая северная авиагруппа Главного управления Гражданского воздушного флота, обслуживавшая Ленинградский фронт. 

Главная задача авиасоединений заключалась в налаживании «воздушного моста» между Вологодской областью и Ленинградом для выполнения боевых операций, доставки военных и продовольственных грузов, перевозки эвакуированного населения. Внимание командования ВВС было неслучайно обращено на Вологодский авиационный узел: наша область являлась ближайшим к блокадному Ленинграду тыловым регионом, важнейшим железнодорожным узлом, местом аккумуляции промышленных и продовольственных ресурсов. 

Необходимо отметить, что еще до начала военных действий были предприняты меры по форсированию аэродромного строительства на территории Вологодской области. В ведение НКВД СССР на время строительства аэродромов были переданы занятые на строительстве дорог местного значения машинно-дорожные станции и отряды. Вологодская область для спецстроительства была обязана передать 42 единицы всевозможной техники и инструментов. 

134

человека, пережившие блокаду Ленинграда, зарегистрированы в Вологодской области на 1 января 2023 года по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Вологодской области.

Не прошло и трех недель с начала Великой Отечественной войны, как 11 июля 1941 года Военный совет Архангельского военного округа издал постановление об ускорении сроков строительства аэродромов на территории нашего региона. Ответственность за выполнение утвержденного задания была возложена на УНКВД по Вологодской области и его руководителя Льва Галкина. 

В первую очередь к перебазированию новых авиасоединений стали готовить аэродром «Прилуки» под Вологдой. Кроме того, было решено в кратчайшие сроки построить на территории области сеть новых аэродромов вблизи железнодорожных станций. Три взлетно-посадочные полосы предписывалось соорудить в районе Харовск - Пундога, три в районе Сокол - Морженга, три в районе Бакланка - Грязовец - Труфаново - Лежа. 

К августу 1941 года строительство большинства аэродромов первой очереди было завершено. Вторая очередь предполагала расширение существовавших взлетно-посадочных полос и строительство в Череповце, Соколе, у железнодорожной станции Кущуба, в селе Михайловском, деревнях Ведерково и Великий Двор дополнительных полос для принятия тяжелых бомбардировщиков и самолетов, доставлявших большие объемы грузов. 

Как сообщили «Красному Северу» в пресс-службе УФСБ по Вологодской области, всего за лето-осень 1941 года в семи северо-западных районах нашего региона было обустроено не менее 18 аэродромов и взлетно-посадочных полос. В состав Вологодского авиаузла вошли истребительная авиация, которая прикрывала Вологду и железную дорогу от вражеских налетов; дальние бомбардировщики, выполнявшие не только боевые задачи, но и перевозившие людей и грузы; транспортная авиация, занимавшаяся эвакуацией гражданского населения из Ленинграда и Ленинградской области, а также переброской воинского состава, военных и продовольственных грузов. 

Впоследствии, когда фронт был отброшен от границ Вологодской области, для более быстрой доставки необходимых грузов в блокадный город было принято решение о перебазировании авиаузла под Череповец и на аэродромы, расположенные в освобожденных восточных районах Ленинградской области.


Рассекреченный документ о постройке аэродромов в районах станций СЖД.
| Фото предоставлено пресс-службой УФСБ по Вологодской области 

Сорвали планы немцев

Большую роль в защите города на Неве сыграл небольшой по размерам Пильнецкий аэродром, располагавшийся в 1941 - 1943 годах недалеко от поселка Сазоново Чагодощенского района. Местные крае­веды уже много лет изучают его историю. 

В октябре 1941 года на уже существовавший Пильнецкий аэродром была перебазирована из Ленинградской области группа бомбардировщиков 57-го авиационного бомбардировочного полка бригады морской авиации Балтийского флота, которым командовал уроженец Кирилловского района Герой Советского Союза Евгений Преображенский. В тот момент враг взял Тихвин. Фронт находился всего в 113 километрах от Чагоды.

Большую помощь в благо­устройстве аэродрома оказали военным жители Сазонова и близлежащих деревень. В короткие сроки в лесу были сделаны хорошо замаскированные ангары, устроены землянки и склады. Территория военного объекта была обнесена колючей проволокой, существовал строгий пропускной контроль. 

Рабочая длина полосы Пильнецкого аэродрома составляла не более 1 200 метров. Однако именно с нее в октябре, ноябре и декабре 1941 года даже в самую неблагоприятную погоду в одиночку и группами поднимались бомбардировщики и штурмовики для нанесения ударов по фашистским войскам, двигавшимся по шоссейной и железной дороге Будогощь - Тихвин. За короткий осенний день летчики успевали сделать по три-четыре боевых вылета. Авиагруппа 57-го авиаполка помогла сухопутным войскам освободить 9 декабря 1941 года Тихвин, тем самым были сорваны планы окружения немецкими и финскими войсками Ленинграда вторым кольцом.

На вооружении авиагруппы были бомбардировщики типа ДБ и СБ, а также штурмовики Ил-2, защищавшие вологодское небо от летчиков люфтваффе. Садились здесь и самолеты У-2, знакомые нам по фильму «Небесный тихоход». Последними, кстати, за период с февраля по июнь 1942 года было произведено в сторону населенных пунктов, занятых немцами, и огневым точкам противника 7 228 самолетовылетов.

На территории аэродрома была сформирована 7-я учебная авиа­эскадрилья, летчики которой обучались в Чагодощенском районе бомбометанию. Полигоны для тренировок были устроены в болотистой местности за деревнями Березье и Марьино. 

В поселке Сазоново находится братская могила военных летчиков, которые, по всей вероятности, умерли от ран в местном госпитале № 2715 или погибли при авиационных авариях. Ежегодно в День Победы могила утопает в цветах.

В июле 2020 года на окраине поселка Сазоново у федеральной автотрассы Вологда - Тихвин - Р21 «Кола» была открыта скульптурная композиция, посвященная подвигу летчиков Пильнецкого аэродрома.


 

История Блокада Ленинграда

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: