Вологодские воины помогли отстоять стратегический перевал

statics/images/arcticles/022022/07022022xf3bbb262.jpg
В боях на перевалах Главного Кавказского хребта нашим бойцам зачастую приходилось действовать по пояс в снегу.
Фото с сайта warfailes.ru
statics/images/arcticles/022022/07022022xa276a35d.jpg
Анна Блохнина (Самолетова) ушла на фронт добровольцем. Воевала в составе 107-й отдельной стрелковой бригады.

В Карачаево-Черкесской Республике в районе ожесточенных боев за Марухский перевал побывали недавно представители Вологодского отделения Русского географического общества. В год 100-летия образования Карачаево-Черкесии вместе с коллегами из горной республики они возложили цветы к обелискам воинов, ценой своей жизни остановивших врага в горах Северного Кавказа.

Летом 1942 года гитлеровские части развернули большое наступление на южном фланге огромного фронта, протянувшегося тогда от студеных вод Баренцева моря до Тамани. Пользуясь превосходством в живой силе и технике, гитлеровцы достаточно быстро заняли Краснодар, Новороссийск и Ставрополь, оккупировали Майкоп, Армавир и Черкесск. Над основной группировкой советских войск в районе Туапсе нависла смертельная угроза. Отборные фашистские части с севера рвались к Черноморскому побережью, стремясь окружить и отрезать наши войска от тыловых баз снабжения. В этом случае исход битвы за Кавказ был бы предрешен.


Марухский ледник и перевал с обозначением основных высот: часть из них - на российской территории, часть - уже на сопредельной, абхазской. | Фото с сайта rick.ru

Один из кратчайших путей к Черноморскому побережью через Главный Кавказский хребет ведет как раз через высокогорный (2 748 метров) Марухский перевал, расположенный на стыке Карачаево-Черкесии и Абхазии. На острие главного удара немцы задействовали элитную 1-ю горнострелковую дивизию «Эдельвейс», подразделения которой прошли специальную подготовку для действий в высокогорье. Гитлеровцам противостояли бойцы 394-й стрелковой дивизии и небольшие разрозненные части, спешно переброшенные со стороны Сухуми. Причем не то что воевать, а даже добраться к перевалу было не так-то просто. В первых числах сентября по ночам в горах уже были заморозки, а узкие, петляющие между скал пешеходные тропы нередко покрывались ледяной коркой. А непосредственно у самого перевала находится не тающий даже летом ледник.

Из воспоминаний участника боев за Марухский перевал Артема Прохоровича Иванченко: «Тяжелее всего пришлось, когда взошли на ледник. Дышать тяжело: воздух разреженный, холодно, голодно. Ноги у всех стертые. Английских хваленых ботинок с толстыми подошвами едва хватило на этот переход: кожа была гнилой, как пробка, и разваливалась на глазах. Многие из нас остались в одних портянках, так как снабжение в те первые дни еще не было налажено. Перевал встретил сурово. Темно, кругом голые камни, костры не развести: по этим ориентирам тут же бы отстрелялись вражеские минометчики. Когда рассвело, обнаружилось, что через лощину от нас выше по гребню хребта находятся гитлеровские ячейки. Начался бой, в котором многие мои товарищи погибли, но паники не было, и мы тоже крепко дали фрицам из минометов и пулеметов. Приготовились даже атаковать их, но не смогли: люди ослабли, а рубеж надо было брать крутой и высокий».

Бои в горной местности имеют свою специфику. Окопы в полный рост в скалах не отрыть, позицией становились большие камни и расщелины. Основной ударной силой становились небольшие мобильные группы, готовые по горам порой по пояс в снегу обойти обороняющихся и ударить им в спину.

Более подготовленные для таких условий гитлеровские горные стрелки первыми преуспели в подобной тактике. Они заняли часть ключевых позиций на самом перевале, но продвинуться дальше не смогли: наши ослабевшие, но не сломленные духом бойцы постоянно контратаковали, сумев закрепиться у горы Марух-Баши.

В ночь на 7 сентября подошло долгожданное подкрепление: несколько сводных рот Тбилисского пехотного училища, а также три батальона 155-й и 107-й отдельных стрелковых бригад. Последняя, сформированная первой военной зимой, в основном состояла из призывников Горьковской, Вологодской и Костромской областей. Попало в ее состав и свыше 100 девушек-добровольцев, большинство из них стало санинструкторами.


Анна Блохнина (Самолетова) ушла на фронт добровольцем.
Воевала в составе 107-й отдельной стрелковой бригады.

Ожесточенные бои на Марухском перевале шли до конца осени. В октябре немцы предприняли последнюю попытку с севера пробиться к Туапсе и Сухуми, бросив в наступление все свои резервы. Но эти планы врага были сорваны стойкостью наших войск. Более того, 23 октября уже советские части перешли в наступление, сумев выбить горных стрелков с важных позиций на подходах к перевалу. После этого гитлеровцы окончательно оставили попытки прорваться через высокогорье.

Но напряжение не ослабевало, тем более что с середины осени приходилось бороться не только с врагом, но и с суровой горной погодой. Снежный покров в отдельных лощинах достигал трех метров. Спрятаться от стужи было негде. Бойцы сооружали из камней укрытия, а крышей служила плащ-палатка, вместо матраса был лед. Основные потери в передовых частях cтали приходиться не на раненых и убитых, а на обмороженных.

После окружения под Сталинградом 6-й немецкой армии Паулюса ситуация на фронте стала стремительно меняться. Враг был вынужден оттянуть часть своих сил с Кавказа в большую излучину Волги, чем тут же воспользовалось советское командование. В январе 1943 года началось наступление сразу пор нескольким направлениям. 17 января был освобожден Черкесск, а на следующий день красное знамя освобождения поднялось и над Карачаевском, называвшемся в то время Микоян-Шахаром.

Уже после войны останки погибших бойцов были аккуратно извлечены из Марухского ледника и перезахоронены в парке станицы Зеленчукской - районного центра Карачаево-Черкесии. Свои мемориалы появились со временем как на самом перевале, так и на ведущих к нему дорогах. На памятной плите главного обелиска Славы высечена надпись: «Героям ледяной крепости, бойцам и командирам… стоявшим насмерть на Марухском перевале против немецко-фашистских захватчиков в 1942-1943 годах».

Добавим, что визит вологжан в Карачаево-Черкесию может иметь продолжение. Достигнута предварительная договоренность, что летом на предгорных курортах Теберды и Архыза, возможно, смогут побывать вологодские молодежные активисты, задействованные в различных патриотических проектах. Вместе с опытными инструкторами и проводниками их ждут на тропах туристического маршрута «По следам защитников Марухского перевала». Пятидневный поход предусматривает как знакомство с многочисленными природными достопримечательностями Карачаево-Черкесии, так и посещение мест боевой славы.

Максим ВОЛОДИН

Память Карачаево-Черкесская Республика Марухский перевал

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: