Вологжане перестали экономить на новых машинах
Устали ждать
Экономисты называют ситуацию, сложившуюся с приобретением россиянами дорогостоящих покупок в последние несколько лет, отложенным спросом; психологи, изучающие поведение современного потребителя, объясняют ее накопившейся за годы кризиса в экономике покупательской усталостью.
- Все довольно просто - люди банально устали ждать, когда сложатся максимально выгодные условия для покупки тех же автомобилей. Вроде бы и деньги есть, и цены перестали расти, а общая неуверенность в обществе не дает возможности начать тратить. Подобная ситуация была после кризиса 2008-2009 годов, когда россиянам потребовалось несколько лет, чтобы вновь привыкнуть к тому, что ситуация нормализовалась и можно больше не копить «на черный день», а тратить свои доходы на необходимые товары и услуги, - поясняет частнопрактикующий психолог Мария Калмыкова.
Комментарий
Анатолий МУДРЫЙ,
генеральный директор ГК «Северный»:
- Мы фиксируем рост продаж во всех сегментах рынка. Если по стране продажи выросли на 20 с небольшим процентов, то в нашем регионе, по моим оценкам, - на 10-15%. Это связано с общей ситуацией в экономике области, с медленно восстанавливающимся покупательским спросом. Рынок поддерживают несколько факторов. В частности, довольно успешные государственные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Кроме того, видя,
что рост хотя и есть, но он ниже прогнозируемого, многие производители стараются через связанные с ними банки предлагать покупателям гораздо более выгодные условия. Сейчас порядка 40-45% автомобилей мы реализуем в кредит. Хотя бывали месяцы (например, январь), когда до 70% продаж осуществлялось с привлечением кредитных ресурсов. Думаю, что рост продолжится до конца года, но, скорее всего, по нашему региону из-за ряда факторов он будет несколько меньше, чем в более богатых регионах.
Покупай российское?
Сейчас стоимость самых популярных на рынке моделей сохраняется на уровне осени 2017 года. Поддерживают устойчивый спрос и программы, запущенные для стабилизации ситуации в отечественном автопроме правительством страны: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль».
- Взял новенький Hyundai Solaris со скидкой в 10%. Сэкономил по программе «Первый автомобиль» практически 70 тысяч рублей. Для меня, как для человека, который только в прошлом году закончил вуз и пока не нашел высокооплачиваемую работу, такая скидка очень существенна, - рассказывает «Красному Северу» вологжанин Роман Чаплыгин.
Средняя ставка по автокредиту впервые за последние годы ушла ниже 10-процентной отметки. Снижают банки и требования к первоначальному взносу. Так, на рынке уже существуют программы, где первоначальный взнос не превышает 10-15% от стоимости автомобиля. На покупку машин с пробегом некоторые кредитные учреждения и вовсе предлагают получить заем без первоначального взноса.
Как рассказали нашей газете региональные дилеры, на сегодняшний день порядка 50% всех реализуемых ими автомобилей продаются с привлечением кредитных средств.
Все это привело к тому, что только за три месяца этого года российский авторынок вырос на 21,7%. В числе самых популярных у наших земляков марок Kia Rio, Lada Granta, Hyundai Solaris, Lada Vesta, Hyundai Creta, Volkswagen Polo, Renault Duster, Lada Largus, Lada X-Ray, Toyota RAV 4.
Как видно, в списке самых продаваемых машин в большинстве своем продукция российских автозаводов или машины, собранные на территории нашей страны. По данным PwC, доля автомобилей отечественной сборки во всем объеме продаж неуклонно растет и уже составляет 83%. Хотя еще пять лет назад не превышала 65%.
Сыграет на руку нашим производителям и выросший с 1 апреля утилизационный сбор (он, по сути, компенсируется для компаний, имеющих производственные мощности в России за счет господдержки, которая составит в 2018 году более 125 миллиардов рублей). Напомним, что базовая ставка для легковых машин составляет 20 тысяч рублей. Но в зависимости от множества факторов в итоговую сумму включаются повышающие коэффициенты. Таким образом, в самом популярном у вологжан классе автомобилей с двигателем 1-2 литра коэффициент вырос с 2,21 до 4,2, что привело к тому, что сбор вырос практически в два раза - до 84 с лишним тысяч рублей.
Несмотря на господдержку, утилизационный сбор все равно приведет к пусть небольшому, но все-таки росту цен на новые автомобили. Эксперты прогнозируют средний рост стоимости по рынку на 3-5% в течение года. В том числе и поэтому апрель может стать рекордным по количеству реализованных авто. В дальнейшем, скорее всего, рост несколько замедлится. Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует увеличение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году на 10% - до 1,75 миллиона штук. При этом некоторые производители куда более оптимистичны и заявляют, что продадут в 2018-м на 25-30% больше, чем в прошлом году.
Комментарии (0)