Вологжане смогут напрямую ездить в Салехард, Надым и Новый Уренгой

statics/images/arcticles/062018/27062018x3da67adf.jpg
Через Вологодский железнодорожный узел проходит более 50% грузовых перевозок СЖД.
Фото автора
statics/images/arcticles/062018/27062018x6d76f675.jpg
В Приполярье даже в июне еще ранняя весна.
Для чего железнодорожникам нужны подземные морозильники и когда пассажиров поездов избавят от долгих «санитарных зон» - об этом и многом другом узнал журналист «Красного Севера», побывавший в пресс-туре к 150-летию Северной железной дороги.
Маршрут путешествия был составлен так, что проходил и по территории современной Вологодской области, и по землям, когда-то входившим в состав одноименной губернии: в XIX веке вологодские владения простирались вплоть до Полярного Урала. При этом мы плавно переместились из июня в апрель: в полярных широтах еще середина климатической весны - залитая талыми водами жухлая трава, снег в низинах и ледяные «шапки» на окрестных горах.
Сюрреализма картине добавляли тянущиеся вдоль железнодорожного полотна деревянные заборы, металлические столбики и всевозможная техника. Заборы здесь нужны для защиты от снега - в условиях суровой зимы, длящейся до девяти месяцев, полутора-двухметровые сугробы не редкость. Чтобы противостоять стихии, требуются огромные усилия и людей, и техники.
Но и лето не приносит долгожданной передышки. В жару вечная мерзлота на время оттаивает, и грунт начинает «плыть», деформируя и постройки, и дороги. Защитой от возможных техногенных катастроф и служат те самые столбики - «морозильники» с закачанным внутрь хладогеном (всего на СЖД 1300 таких морозильных устройств!). 
Обслуживанием этого хлопотного хозяйства заняты сотни различных представителей железнодорожных профессий. И обслуживание ведется постоянно - для большинства приполярных городов, их населения и предприятий железнодорожная магистраль является настоящей дорогой жизни. 
За станцией Чум дорога раздваивается - одна ветка ведет на север, в Воркуту. Вторая - на восток - в Лабытнанги. Рядом находится столица Ямало-Ненецкого округа - Салехард, но попасть туда пока можно только на пароме или по воздуху. От конечной железнодорожной станции город отделяет широкая Обь.
И именно участок Чум - Лабытнанги, пока еще однопутный, морально и технически устаревший, может стать частью нового масштабного проекта «Северный широтный ход». Вместе с возведением долгожданного моста к Салехарду он предусматривает строительство железнодорожной магистрали к Новому Уренгою и одновременно реконструкцию всего участка действующего пути от Лабытнанг до Коноши.
Вологодчине реализация данного проекта сулит сразу несколько выгод. Во-первых, дополнительные заказы получат металлургические производства. Во-вторых, продолжится начатая несколько лет назад реконструкция всей действующей железнодорожной инфраструктуры. В частности, только в ближайшее время начнется удлинение сразу 12 станций, не снимается с повестки дня и вопрос о строительстве третьего постоянного пути на участке Вологда - Череповец.
Кстати, на фоне приполярных железных дорог, где все еще действует давно устаревшая «жезловая» система обеспечения движения (та же ветка Чум - Лабытнанги строилась еще в 40-е годы по временной схеме), Вологодский регион СЖД выглядит оазисом технических модернизаций и новаций. Что, в принципе, неудивительно. На Вологодский железнодорожный узел, по словам начальника Вологодского региона СЖД Олега Захожего, ныне приходится половина всех грузовых перевозок Северной железной дороги.
О том, как устроена работа вологодских железнодорожников, нам показали уже в Лосте, где находятся самая крупная на СЖД сортировочная станция, обновленное локомотивное депо и ряд других объектов.
Ежесуточно на станции Лоста проходят обслуживание до 14 тысяч железнодорожных вагонов, 93% этой работы осуществляется в автоматическом режиме. Что же касается локомотивного депо, то здесь можно увидеть первый на СЖД полный симулятор кабины машиниста, современные учебные площадки, комнаты психологической разгрузки.
Реализация проекта «Северный широтный ход» даст возможность подтянуть под «вологодские стандарты» остальную СЖД. В выигрыше останутся и пассажиры - время в пути на северных направлениях существенно сократится. Кроме того, в рамках программы ОАО «РЖД» будет идти постепенная замена старых пассажирских вагонов на новые. Ожидается, что к 2023 году из них полностью исчезнут «педальные» туалеты (сами железнодорожники в шутку называют их гравитационными), на смену которым придут современные, вакуумные. 
Добавим, что в 2018 году в развитие железнодорожной инфраструктуры на территории Вологодской области РЖД инвестирует 4,1 миллиарда рублей. Как рассказал заместитель начальника СЖД Олег Васютенко, планируются обновление путевого хозяйства, строительство третьего главного пути между станциями Вологда-I и Вологда-II, реконструкция станции Череповец-II и моста на участке Кошта - Вологда, приобретение тягового подвижного состава.
Максим ВОЛОДИН
Транспорт Инфраструктура Перспективы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: