Вологжане застряли в турецком аэропорту с Жераром Депардье

statics/images/arcticles/022022/02022022x8873e73a.jpg
Глядя на неумелые действия турецкого персонала по расчистке снежных заносов, большинство россиян сошлось во мнении: наши всеми ругаемые коммунальщики и дорожники такого коллапса не допустили бы.
Фото автора
statics/images/arcticles/022022/02022022x8a658a68.jpg
В первые часы ночевки на полу пассажиры еще благодушно улыбались - никто не думал, что вылет в Россию затянется почти на трое суток.
statics/images/arcticles/022022/02022022xf46781ec.jpg
Россияне, оказавшиеся в «стерильной зоне» спали на чем придется. Общей бедой тут же воспользовались ушлые торговцы: цены на надувные матрасы в дьюти-фри поднялись до 90 долларов, за пятиминутное принятие душа просили 15 евро.
statics/images/arcticles/022022/02022022xfcf3c588.jpg
Жерар Депардье застрял в аэропорту вместе со вcеми.

Более 60 часов провели в аэропорту Стамбула тысячи россиян, оказавшиеся заложниками непогоды и дезорганизованности турецких служб. В числе переживших транспортный коллапс был и журналист «Красного Севера». 

О «счастливчиках» и паникерах

В Стамбул я прилетел по медицинской надобности на две ночи. Зимой этот город не располагает к долгим прогулкам: обычно температура колеблется от плюс семи до плюс одного градуса, часто идут дожди, а вот заморозки и снег тут все же редкие гости. В аэропорт, учитывая непредсказуемые стамбульские пробки, мы приехали загодя, застав немного утреннего солнца. Но минут за 40 до времени вылета небо потемнело, начался снег со шквалистым ветром, видимость резко упала. После некоторой заминки на информационном табло появилась надпись: наш чартерный рейс № 704 откладывался на три часа. С некоторой завистью смотрели, как у соседнего гейта на посадку шли пассажиры авиакомпании «Победа». Подумалось: этим людям повезло, успели. Тогда еще никто не мог предположить, что в ближайшие сутки ни один самолет не покинет и не приземлится в воздушной гавани.

Справка

Снегопад, принесенный на юг континента циклоном «Элпис», обрушился на Турцию и Грецию. По данным синоптиков, 30-сантиметровый снежный покров накрыл города на турецком северо-западе всего за несколько часов. Непогода привела к огромным пробкам, нарушила работу метро, прервала движение по трассе, соединяющей Анкару и Стамбул, парализовала работу супермаркетов, аптек, стала причиной остановки авиасообщения. В итоге, по данным Ассоциации туроператоров России, в Стамбуле из-за циклона застряли семь тысяч наших соотечественников. Большинство из них сумело вылететь на родину только спустя несколько суток.

За огромными окнами пассажирского терминала так же бушевала снежная буря, а людей в «стерильной зоне» (предполетных залах) заметно прибавилось: своей очереди на посадку к вечеру уже ждало до 10 тысяч человек. Места в кресельных рядах закончились, многие стали устраиваться на полу либо вдоль стен. Паники и отчаяния еще ни у кого не было, угнетала лишь неопределенность: представители авиакомпаний оставались за пределами «стерильной зоны», на звонки и сообщения в мессенджерах не отвечали, а на табло все рейсы продолжали откладываться каждые три часа.

Где-то в девять вечера послышался приглушенный треск. Замеченный за стойкой соседнего кафе погрузневший, но по-прежнему обаятельный Жерар Депардье удивленно поднял голову, кому-то позвонил и вскоре отправился к выходу. Как впоследствии выяснилось, в здании соседнего грузового терминала под тяжестью снега обрушилась часть кровли…

Еще через какое-то время распространился радостный слух: приземлился первый самолет! В зоне прилета действительно появилось около сотни человек. Но вскоре оказалось, что это те самые «счастливчики» с «Победы». Люди просидели в уже выкатившемся на рулежную полосу самолете без малого восемь часов и были эвакуированы лишь после того, как путь к лайнеру расчистил небольшой трактор: никакой другой техники на тот момент на заснеженном аэродромном поле не наблюдалось.

Ближе к полуночи часть пассажиров решила вернуться в город, но дорогу до Стамбула закрыли из-за снежных заносов и массовых аварий. Люди стали устраиваться на ночлег - кто на креслах, кто на полу. Аэропортовые власти раздали больше тысячи одеял, но на всех их не хватило. Спали на куртках, подложив под голову сумки или ботинки. У кого оставались деньги - покупали надувные матрасы в магазинах дьюти-фри. Цены на них тут же взлетели в три раза - до 90 долларов, но и такие матрасы быстро раскупили.

Забегая вперед, отмечу, что в первые сутки в аэропорту нам дважды выдавали воду и холодные сэндвичи и еще раз принесли упакованные в мини-коробки наборы из риса и курицы.

Снег убирали щетками

Своеобразным развлечением стало шествие, устроенное турецкими пассажирами. Человек 500 большой шумной колонной прошли по длинным залам, скандируя название своего национального авиаперевозчика и выражая отношение к нему опущенными вниз пальцами. Было видно, как где-то вдалеке лидеров шествия аккуратно «отсекла» и увела куда-то подоспевшая полиция.

Утро высветило и масштабы проблемы: летное поле покрыл примерно 25-сантиметровый слой липкого снега.  Новый огромный стамбульский аэропорт считается одним из лучших и удобных в Европе. Но вот о такой «мелочи», как снегоуборочная техника, тут почему-то забыли. В первые часы после завершения снегопада летное поле бороздили всего три небольших трактора, а к застрявшим у терминалов самолетам вышло человек десять турецких рабочих, но не с лопатами, а со швабрами-щетками. Быстро осознав бессмысленность труда по сметанию снега, они затеяли веселую игру в снежки, а вскоре совсем удалились. 

Стихийно сформировавшаяся инициативная группа самостоятельно смогла выбраться в основное здание. Обратно через паспортный контроль их уже не пустили, но люди чуть ли не за шкирку привели представителя авиакомпании к аэропортовскому начальству, где турок поклялся, что попытается решить проблему. Плюс к тому времени информация о сидении соотечественников в аэропорту попала в некоторые российские СМИ, и в ситуацию вмешалось генконсульство.

Звонкий лозунг

Спустя первые 30 часов задержки основную массу пассажиров рейса № 704 снова провели через паспортный контроль и по спискам рассадили в автобусы, после чего отвезли в гостиницу, где за счет принимающей стороны покормили и предоставили ночлег.

Однако уже в девять утра людей стали снова загонять в автобусы, хотя, по всем официальным источникам информации, первые вылеты в Россию могли начаться лишь поздно вечером. Нас торопили: мол, обязательно улетите в 13 часов. 

Привезли в аэропорт. Сопровождающие под разными предлогами тут же удалились, бесследно пропал со своей информационной стойки и представитель авиакомпании. Естественно, что ни о какой регистрации на рейс не было и речи: на табло - все те же бесконечные переносы ожидаемого вылета, а у стоек регистрации просто негде сесть. Предоставленные сами себе, мы простояли в полном неведении еще четыре часа. Но зато было время еще раз перезнакомиться. Оказалось, что на нашем рейсе, кроме меня, было еще несколько вологжан, в том числе молодая череповецкая семья в составе Павла, Юлии и их семилетней дочки Ксении. И именно звонкий Ксенин выкрик «Хочу домой!» стал отправной точкой самоорганизации людей. Сначала десятки, а потом и сотни голосов стали дружно скандировать: «Домой! Домой!» К месту события прибежало с десяток турецких полицейских, жестами требуя немедленно разойтись. Но ряды «митингующих», наоборот, разрастались. 

Видимо, опасаясь международного скандала, к нам наконец-то вышли представители авиационных властей, сразу же нашелся и представитель авиакомпании. Никакой информации о времени вылета не дали, но хотя бы снова предоставили автобусы. Час покатали по пригородам, привезли в отель, где покормили и дали возможность еще минут 40 отдохнуть в просторном холле.

Потом пришла долгожданная новость: из России летят два больших борта, которые вечером и ночью вывезут из Стамбула основную массу россиян. 

Снова в дорогу и снова в аэропорт. По пути настигло известие, что в ситуацию вмешалась транспортная прокуратура, сильно надавившая на руководство российских авиакомпаний, а турецкие власти обратились за помощью к российскому МЧС о выделении снегоуборочной техники. Две из четырех взлетно-посадочных полос стамбульского аэропорта были уже расчищены, но посадка в самолеты шла не по терминальным «рукавам» (они все еще утопали в снегу), а аэропортовскими автобусами, которых катастрофически не хватало.

Пригрозили перекрыть летное поле

Следующие шесть часов вместили в себя целый «квест» с регистрацией и очередным прохождением паспортного контроля в условиях почти полного информационного вакуума. Пассажиров отправляли через четыре наземных гейта, где была страшная толкучка и возникали локальные драки (прямо на наших глазах подравшиеся пассажиры с рейсов в Ирак и Йемен выдавили большое стекло у предполетных стоек). 

За 40 минут до предполагаемого времени вылета информация о нашем объединенном рейсе вновь пропала с табло. Как и почему - никто из наземного персонала, тут же напрочь «забывшего» английский  объяснить не смог или не захотел. Потом сарафанное радио донесло, что дело в нехватке подвозных автобусов, так как их в первую очередь предоставляют пассажирам турецких компаний и тех международных рейсов, где пассажиры особенно бузят. В итоге забузили и россияне, пригрозившие перекрыть взлетное поле. 

И турецкие авиационные власти сдались. Ближе к полуночи началась посадка в российские самолеты на Москву, Екатеринбург и Минводы. Нам откровенно повезло, что под объединенный московский рейс был выделен самый большой «Боинг», и отправить его решили в первую очередь.

Перегрузить основную массу багажа из разных самолетов аэропортовые грузчики не успевали, но на временную потерю вещей (оставшийся багаж обещали прислать позднее) никто уже не обращал внимания. Главное было поскорее вырваться на родину.

Во втором часу ночи под бурные овации пассажиров на самолете объединенного рейса № 704 задраили двери, и лайнер начал рулежку, чтобы через несколько минут наконец-то подняться в небо. А уже днем на пути в Вологду я получил очередное извещение от авиакомпании. Мол, ваш рейс № 704 снова задерживается, ожидаемое время вылета перенесено на завтра на 00.35. Хаос со списками вылетавших из Стамбула пассажиров по-прежнему продолжался.

Максим ВОЛОДИН

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: